Проверяемый текст
Коровин, Владимир Михайлович; Система профессионального становления офицеров в военных вузах (Диссертация 2002)
[стр. 196]

(для других)1.
Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.
Условно можно выделить два основных подхода к пониманию проблемы духовности: рациональный и аксиологический.
Первый связан с европейской и североамериканской культурными традициями.
Его также называют прагматическим.
В рамках этого подхода сферы человеческой деятельности, которые принято связывать с духовностью, могут быть поняты лишь с позиции индивидуального интереса, рационального расчета.
«Духовно озаренная Личность, очевидно, находится в таком же отношении к обычной человеческой природе, в каком цивилизация находится к примитивному человеческому обществу» писал по этому поводу английский мыслитель А.
Тойнби2.

Другой подход к пониманию духовности традиционный, или светский.
Суть его в том, что духовность составляет высшую моральную ценность.
Она включает в себя потребности человека в нравственном и профессионально-этическом совершенствовании, стремлении делать добро, развивать
лучшие моральные качества, достойно выполнять свой долг, иметь развитое чувство совести и моральной ответственности.
Ярким примером такого подхода может служить мнение
Л.Н.
Толстого, который считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и
197 1См., например, Головин С.Ю.
Словарь практического психолога.
Минск: Харвест, 1997.
2См.: Тойнби А.Дж.
Постижение истории.
Пер.
с англ.
М.: Прогресс, 1991.
[стр. 124]

ния и приумножения в процессе обучения и воспитания будущих офицеров [152, 153].
Нетрудно заметить, что эти принципы обобщение уже исторически сложившихся, объективных, проверенных педагогической практикой подходов к воспитанию.
Они являют собой многогранность, специфику, своеобразие, характерные особенности этого сложного процесса.
Чем же можно объяснить феномен духовности в условиях реформирования современного Российского общества? Несмотря на широкое употребление этого понятия, его сущность и содержание по ряду причин трактуется не однозначно.
Нам представляется, что для защитника Отечества более близко следующее определение: духовность это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальной потребности познания (себя, мира, смысла и назначения своей жизни); 2) социальной потребности жить и действовать (для других) [65].
Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.
Условно можно выделить два основных подхода к пониманию проблемы духовности: рациональный и аксиологический.
Первый связан с европейской и североамериканской культурными традициями.
Его также называют прагматическим.
В рамках этого подхода сферы человеческой деятельности, которые принято связывать с духовностью, могут быть поняты лишь с позиции индивидуального интереса, рационального расчета.
«Духовно озаренная Личность, очевидно, находится в таком же отношении к обычной человеческой природе, в каком цивилизация находится к примитивному человеческому обществу» писал по этому поводу английский мыслитель А.
Тойнби
(1889-1975) [293].
Другой подход к пониманию духовности традиционный, или светский.
Суть его в том, что духовность составляет высшую моральную ценность.
Она включает в себя потребности человека в нравственном и профессионально-этическом совершенствовании, стремлении делать добро, разви


[стр.,125]

вать лучшие моральные качества, достойно выполнять свой долг, иметь развитое чувство совести и моральной ответственности.
Ярким примером такого подхода может служить мнение
JI.H.
Толстого, который считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и
чужими чувствами, а худшим человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде.
Светское понимание проблемы духовности в свою очередь имеет несколько направлений, основными из которых являются объективноидеалистическое и диалектико-материалистическое.
В первом из них сердцевиной духовности является нравственность, в основе которой находится либо Мировой Дух, Мировой Разум, либо Бог, либо абсолютная идея.
А добро, истина и красота —это путеводные звезды в духовных поисках человека.
Эту линию проводили Платон, Г.
Гегель, Ф.
Шеллинг, B.C.
Соловьев, H.A.
Бердяев, Д.Л.
Андреев и другие известные философы.
В диалектико-материалистической (марксистской) концепции (второе направление ценностного подхода) проблема духовности оценивалась преимущественно посредством соотношения материального и идеального, категорий «общественное сознание» и «духовная жизнь».
То есть духовность рассматривалась как нечто производное от материального.
При этом само понятие «дух» представляется или как сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, деятельности, или как внутренняя моральная сила [215].
В православной России в основе понимания духовности находится христианская традиция (которую можно выделить в третье направление аксиологического подхода).
Происхождение духовности связывалось со Святым Духом, третьей Ипостасью Триединого Бога.
Считалось, что в самом понятии «Дух» присутствует энергетическое начало.
По мнению Церкви, Бог через Святого Духа дает нам безвозмездно столько сил и энергии, сколько мы в состоянии принять и вместить.
Но взять этот Божий дар не так просто.
Чтобы получить его, необходимы определенные духовные усилия с це

[Back]