чужими чувствами, а худшим человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде. Светское понимание проблемы духовности в свою очередь имеет несколько направлений, основными из которых являются объективноидеалистическое и диалектико-материалистическое. В первом из них сердцевиной духовности является нравственность, в основе которой находится либо Мировой Дух, Мировой Разум, либо Бог, либо абсолютная идея. А добро, истина и красота это путеводные звезды в духовных поисках человека. Эту линию проводили Платон, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Д.Л. Андреев и другие известные философы. В диалектико-материалистической (марксистской) концепции (второе направление ценностного подхода) проблема духовности оценивалась преимущественно посредством соотношения материального и идеального, категорий «общественное сознание» и «духовная жизнь». То есть духовность рассматривалась как нечто производное от материального. При этом само понятие «дух» представляется или как сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, деятельности, или как внутренняя моральная сила1. В православной России в основе понимания духовности находится христианская традиция (которую можно выделить в третье направление аксиологического подхода). Происхождение духовности 198 1См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1981. |
вать лучшие моральные качества, достойно выполнять свой долг, иметь развитое чувство совести и моральной ответственности. Ярким примером такого подхода может служить мнение JI.H. Толстого, который считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, а худшим человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде. Светское понимание проблемы духовности в свою очередь имеет несколько направлений, основными из которых являются объективноидеалистическое и диалектико-материалистическое. В первом из них сердцевиной духовности является нравственность, в основе которой находится либо Мировой Дух, Мировой Разум, либо Бог, либо абсолютная идея. А добро, истина и красота —это путеводные звезды в духовных поисках человека. Эту линию проводили Платон, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Д.Л. Андреев и другие известные философы. В диалектико-материалистической (марксистской) концепции (второе направление ценностного подхода) проблема духовности оценивалась преимущественно посредством соотношения материального и идеального, категорий «общественное сознание» и «духовная жизнь». То есть духовность рассматривалась как нечто производное от материального. При этом само понятие «дух» представляется или как сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, деятельности, или как внутренняя моральная сила [215]. В православной России в основе понимания духовности находится христианская традиция (которую можно выделить в третье направление аксиологического подхода). Происхождение духовности связывалось со Святым Духом, третьей Ипостасью Триединого Бога. Считалось, что в самом понятии «Дух» присутствует энергетическое начало. По мнению Церкви, Бог через Святого Духа дает нам безвозмездно столько сил и энергии, сколько мы в состоянии принять и вместить. Но взять этот Божий дар не так просто. Чтобы получить его, необходимы определенные духовные усилия с це |