Проверяемый текст
Коровин, Владимир Михайлович; Система профессионального становления офицеров в военных вузах (Диссертация 2002)
[стр. 198]

связывалось со Святым Духом, третьей Ипостасью Триединого Бога.
Считалось, что в самом понятии «Дух» присутствует энергетическое начало.
По мнению Церкви, Бог через Святого Духа дает нам безвозмездно столько сил и энергии, сколько мы в состоянии принять и вместить.
Но взять этот Божий дар не так просто.
Чтобы получить его, необходимы определенные духовные усилия с целью
очищения своей души от гордыни, злых помыслов, грехов, которые создают барьер между человеком и Богом.
Существуют и другие точки зрения на духовность.
Однако, на наш взгляд, при таком многообразии мнений большинство из них не в полной мере отражают сущность и содержание данного понятия.
Поэтому наиболее взвешенным представляется следующее суждение.
Всякий образованный человек признает существование духовности личности.
Однако в чем состоит ее сущность, как она проявляется, как ее развивать и тем более управлять ею на эти вопросы современная наука о человеке не дает ясных и полных ответов.
И как неисчерпаем в познании человек, так же до конца непознаваема и его духовность.
Конечно, она имеет свое материализованное проявление в обществе ведь человек выступает, прежде всего, как социальный субъект.
И здесь духовность может выражаться через определенную систему ценностей, целей, смыслов, идеалов, идей, потребностей и интересов.
В таком качестве она концентрирует проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.

199
[стр. 125]

вать лучшие моральные качества, достойно выполнять свой долг, иметь развитое чувство совести и моральной ответственности.
Ярким примером такого подхода может служить мнение JI.H.
Толстого, который считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, а худшим человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде.
Светское понимание проблемы духовности в свою очередь имеет несколько направлений, основными из которых являются объективноидеалистическое и диалектико-материалистическое.
В первом из них сердцевиной духовности является нравственность, в основе которой находится либо Мировой Дух, Мировой Разум, либо Бог, либо абсолютная идея.
А добро, истина и красота —это путеводные звезды в духовных поисках человека.
Эту линию проводили Платон, Г.
Гегель, Ф.
Шеллинг, B.C.
Соловьев, H.A.
Бердяев, Д.Л.
Андреев и другие известные философы.
В диалектико-материалистической (марксистской) концепции (второе направление ценностного подхода) проблема духовности оценивалась преимущественно посредством соотношения материального и идеального, категорий «общественное сознание» и «духовная жизнь».
То есть духовность рассматривалась как нечто производное от материального.
При этом само понятие «дух» представляется или как сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, деятельности, или как внутренняя моральная сила [215].
В православной России в основе понимания духовности находится христианская традиция (которую можно выделить в третье направление аксиологического подхода).
Происхождение духовности связывалось со Святым Духом, третьей Ипостасью Триединого Бога.
Считалось, что в самом понятии «Дух» присутствует энергетическое начало.
По мнению Церкви, Бог через Святого Духа дает нам безвозмездно столько сил и энергии, сколько мы в состоянии принять и вместить.
Но взять этот Божий дар не так просто.
Чтобы получить его, необходимы определенные духовные усилия с це


[стр.,126]

лью очищения своей души от гордыни, злых помыслов, грехов, которые создают барьер между человеком и Богом.
Существуют и другие точки зрения на духовность.
Однако, на наш взгляд, при таком многообразии мнений большинство из них не в полной мере отражают сущность и содержание данного понятия.
Поэтому наиболее взвешенным представляется следующее суждение.
Всякий образованный человек признает существование духовности личности.
Однако в чем состоит ее сущность, как она проявляется, как ее развивать и тем более управлять ею на эти вопросы современная наука о человеке не дает ясных и полных ответов.
И как неисчерпаем в познании человек, так же до конца непознаваема и его духовность.
Конечно, она имеет свое материализованное проявление в обществе — ведь человек выступает, прежде всего, как социальный субъект.
И здесь духовность может выражаться через определенную систему ценностей, целей, смыслов, идеалов, идей, потребностей и интересов.
В таком качестве она концентрирует проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.

Таким образом, понятие духовности связано в первую очередь со смыслообразующими компонентами человеческого существования, что дает возможность личности выйти за рамки узкоэмпирического, обыденного бытия, преодолеть себя в процессе обновления и совершенствования, восхождения к своим идеалам и реализовать их в процессе жизненного пути.
Духовность армии естественным путем вытекает из духовности соответствующего общества, при этом имея свои особенности, весьма точно определенные известным русским мыслителем И.А.
Ильиным (1882-1954).
Во-первых, армия это «сосредоточенное воплощение государственной силы», государственной власти, как «элемент государственного бытия», как организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее к смерти и убиению во имя государственной цели».
Во-вторых, «каждый воин ...
должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие».
Поэтому служение в

[Back]