Истинный патриотизм выражается и в чувстве долга перед своим Отечеством. Высшим проявлением долга в России, в силу ее исторической специфики, геополитического положения всегда считалась воинская служба. «Издревле подчеркивал русский философ B.C. Соловьев (1853-1900), всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили первейшие люди. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освещалось и возвеличивалось в церквах»1. Однако последние десять лет Российской истории свидетельствуют о фактах негативного отношения общества к своей армии, что, несомненно, сказывается на воспитании будущих офицеров. Средства массовой информации (телевидение, радио, низкопробная печатная продукция, компьютерные сети и программы и т.п.) пропагандируют и развивают у молодого поколения индивидуализм, бездушие, упрощенное восприятие действительности, меркантильность, подчас забывая о сохранении исторически сложившихся основ духовной сферы Российского общества. Курсанты военных вузов не находятся в изоляции от их влияния, что усложняет задачу их духовного воспитания. Именно поэтому обращение к традиционно сложившейся в Российской армии системе духовного воспитания может способствовать достижению целей профессионального становления офицеров Российской армии XXI века. 204 1См.: Соловьев В С. Оправдание добра. Смысл войны // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М.: Воениздат, 1995. |
верования, способы мышления и т.д. «Нельзя любить народ, не уважая его предков», писал известный российский ученый Л.Н. Гумилев (1912-1992). Для нашей страны национальная идея всегда имела особое значение. Так, в самые критические периоды истории нашего Отечества нацию спасали мощные запасы духовной силы русского народа. Без национальной идеи в условиях современной России невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в осуществлении реформ. Истинный патриотизм выражается и в чувстве долга перед своим Отечеством. Высшим проявлением долга в России, в силу ее исторической специфики, геополитического положения всегда считалась воинская служба. «Издревле подчеркивал русский философ B.C. Соловьев (1853-1900), всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили первейшие люди. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освещалось и возвеличивалось в церквах» [284]. Однако последние десять лет Российской истории свидетельствуют о фактах негативного отношения общества к своей армии, что, несомненно, сказывается на воспитании будущих офицеров. Средства массовой информации (телевидение, радио, низкопробная печатная продукция, компьютерные сети и программы и т.п.) пропагандируют и развивают у молодого поколения индивидуализм, бездушие, упрощенное восприятие действительности, меркантильность, подчас забывая о сохранении исторически сложившихся основ духовной сферы Российского общества. Курсанты военных вузов не находятся в изоляции от их влияния, что усложняет задачу их духовного воспитания. Именно поэтому обращение к традиционно сложившейся в Российской армии системе духовного воспитания может способствовать достижению целей профессионального становления офицеров Российской армии XXI века. Мы считаем, что в системе духовного воспитания курсантов как составной части воспитательной сферы военных вузов России должны быть следующие составляющие: |