Проверяемый текст
Волоскова, Наталья Николаевна; Варианты аномальной конституционально-типологической изменчивости личности, детерминированной органической недостаточностью мозга, у современных подростков (Диссертация 2001)
[стр. 60]

вость» или позитивный дрейф в сторону диапазона нормы или негативный дрейф в сторону диапазона патологической конституции.
Роль внешних,воздействий в реализации наследственных признаков в процессе онтогенеза изучалась П.Г.
Светловым (цит.
по Г.Е.
Сухаревой, 1974).

Отмечается, что онтогенез представляет собой в основном осуществление наследственных потенций, но было бы совершенно неправильным считать его автономным и спонтанным процессом.
Генотип, по мнению П.Г.
Светлова, не автономный
«пульт управления» актами дифференциации клетки.
Наследственный аппарат не только играет роль источника информации, но и сам является преемником сигналов извне, прежде всего из цитоплазмы.
Концепция
JI.C.
Рубинштейна о психическом как «живом процессе» или «психического как процесса», получившая развитие в трудах A.B.
Брушлинского (1994), является методологической основой понимания и исследования преемственности и непрерывности (континуальности) психики в целом и любого ее традиционно выделяемого компонента.
Психическое как процесс, становление которого происходит на протяжении всей жизни индивида, представляет собой важнейшую психологическую реальность, из которой формируются все психические явления (чувства, мотивы, установки), функции, состояния, личностные, психические свойства (характер и способности), превращающиеся в последующем в продукты этого процесса (личностнохарактерологическую и поведенческую структуры), которые включаются в дальнейшее формирование и развитие
как его существенное внутреннее условие.
Поэтому конституционально-биологические основы личности следует считать тем внутренним фактором, тем внутренним условием, без которого невозможно формирование психического как
«живого процесса».
Проблему континуума личностной изменчивости вслед за утонченными клиницистами и учеными Г.К.
Ушаковым и А.Е.
Личко в 1988 году продолжил профессиональный психолог Б.С.
Братусь.
Автор рассмотрел вопрос о дифференциации психологической нормы и патологии как проблему аномалии развития личности в философско-мировоззренческом, общепсихоло
[стр. 7]

непсихотическими расстройствами в структуре нервно-психической заболеваемости.
Главным же является научная разработка принципиально новых конституционально ориентированных подходов к полиэтиологическому происхождению психотипологических, личностных и поведенческих аномалий у детей и подростков, имеющих органическую недостаточность мозга.
Изучение проблемы континуума личностной изменчивости вслед за утонченными клиницистами и учеными Г.К.
Ушаковым и А.Е.
Личко в 1988 году продолжил профессиональный психолог Б.С.
Братусь.
Автор рассмотрел вопрос о дифференциации психологической нормы и патологии как проблему аномалии развития личности в философско-мировоззренческом, общепсихологическом
и конкретно-прикладном аспектах, справедливо возведя аномалию личности до уровня важнейшей в клинической психологии проблемы, исследуя внутренние механизмы, благодаря которым возможны девиации за пределы диапазона нормы.
Было убедительно показано, что при формировании аномалий личности (на примере больных эпилепсией, алкоголизмом) действуют в основном единые психологические механизмы, общие для протекания и нормальной, и патологической психической жизни.
Это положение необычайно важно для понимания принципов функционирования единой психики.
В процессе психического развития и функционирования как в диапазоне психологической нормы, так и за ее границами, патология формируется не из-за того, что параллельно сосуществуют “нормальные” и “аномальные” механизмы, а вследствие того, что “общие психологические механизмы начинают извращаться, функционируя в особых, экстремальных, пагубных для них условиях”.
Автор справедливо утверждает, что проблема аномалий личности до сих пор не введена в общий психологический контекст, что не соответствует логике развития современной психологии и клинической психологии в частности.
Им была сформулирована принципиальная гипотеза об уровнях и параметрах психического здоровья, о том,

[стр.,29]

следует признать более продуктивными рассуждения и идеи, идущие от С.Л.
Рубинштейна, Г.К.
Ушакова, А.Е.
Личко.
Следовательно, личность и ее конституция органически взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга духовными и телесными особенностями.
Вместе с тем от того, как будет происходить взаимодействие между конституционально-биологическими основами личности и внешней средой обитания, зависит вероятностная “конституционально-типологическая изменчивость", или позитивный дрейф в сторону диапазона нормы, или негативный дрейф в сторону диапазона патологической конституции.
Роль внешних воздействий в реализации наследственных признаков в процессе онтогенеза изучалась П.Г.
Светловым [цит.
по Г.Е.
Сухаревой, 1974].

Автор отмечает, что, хотя онтогенез представляет собой в основном осуществление наследственных потенций, было бы совершенно неправильным считать его автономным и спонтанным процессом.
Генотип, по мнению П.Г.
Светлова, не автономный
“пульт управления" актами дифференциации клетки.
Наследственный аппарат не только играет роль источника информации, но и сам является преемником сигналов извне, прежде всего из цитоплазмы.
Концепция
C.JI.
Рубинштейна о психическом как “живом процессе", получившая развитие в трудах A.B.
Брушлинского (1994 ), является методологической основой понимания и исследования преемственности и непрерывности (континуальности) психики в целом и любого ее традиционно выделяемого компонента.
Психическое как процесс, становление которого происходит на протяжении всей жизни индивида, представляет собой важнейшую психологическую реальность, из которой формируются все психические явления (чувства, мотивы, установки), функции, состояния, личностные, психические свойства (характер и способности), превращающиеся в последующем в продукты этого процесса (личностно-характерологическую и поведенческую структуры), которые включаются в дальнейшее формирование и раз


[стр.,30]

витие как его существенное внутреннее условие.
“Психическое как процесс формируется на протяжении всей жизни индивида, но не на каждом этапе этого процесса сразу же происходит становление ...
относительно устойчивых личностных психических свойств”.
Поэтому конституционально-биологические основы личности следует считать тем внутренним фактором, тем внутренним условием, без которого невозможно формирование психического как
“живого процесса4'.
Проблему континуума личностной изменчивости вслед за утонченными клиницистами и учеными Г.К.Ушаковым и А.Е.Личко в 1988 году продолжил профессиональный психолог Б.С.
Братусь.
Автор рассмотрел вопрос о дифференциации психологической нормы и патологии как проблему аномалии развития личности в философско-мировоззренческом, общепсихологическом
и конкретно-прикладном аспектах, возведя аномалию личности до уровня активнейшей в клинической психологии проблемы, исследуя внутренние механизмы, благодаря которым возможны девиации за пределы диапазона нормы.
Б.С.
Братусь убедительно доказал, что при формировании аномалий личности (на примере больных эпилепсией, алкоголизмом) действуют в основном единые психологические механизмы, общие для протекания и нормальной, и патологической психической жизни.
Это положение необычайно важно для понимания принципов функционирования единой психики.
В процессе психического развития и функционирования как в диапазоне психологической нормы, так и за ее границами, патология формируется не из-за того, что параллельно сосуществуют “нормальные” и “аномальные” механизмы, а из-за того, что “общие психологические механизмы начинают извращаться, функционируя в особых, экстремальных, пагубных для них условиях”.
Б.С.
Братусь справедливо утверждает, что проблема аномалий личности до сих пор не введена в общий психологический контекст, что не соответствует логике развития современной психологии и клинической психологии в частности.
Автором сформулирована прин

[Back]