Проверяемый текст
Волоскова, Наталья Николаевна; Варианты аномальной конституционально-типологической изменчивости личности, детерминированной органической недостаточностью мозга, у современных подростков (Диссертация 2001)
[стр. 62]

не везде и не всегда”.
Такие черты достаточно сложно обнаружить в обычной жизни, поскольку они могут “обнаруживаться только в определенных условиях”.
Если психическая травма, не зависимо от ее содержания и степени тя^ жести, адресуется к “месту наименьшего сопротивления” в характере конкретного психотипа, если эта травма предъявляет повышенные, специфические требования к “месту наименьшего сопротивления”, то мы можем наблюдать неадекватную личностную реакцию и нарушение социальной адаптации.
В случае, если психическая травма, даже тяжелая, не адресована к “месту наименьшего сопротивления” в структуре психотипа и не предъявляет повышенных требований к нему, то реакции личности будут адекватными
с признаками удовлетворительной социальной адаптации.
Близких взглядов придерживался М.О.
Гуревич (1924), который писал
ф о “психогенных изменениях характера”: “Чрезмерное накопление вредных психогенных факторов может, по-видимому, расшатать и нормальную психику, особенно, если эти факторы ударяют по чувствительному месту в психике, имеют особое значение в жизни данной личности”.
А.Е.Личко подчеркивает, что особенности характера у акцентуантов
“ либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими”.
С другой стороны, определить отклонения характера при психопатиях и акцентуациях возможно лишь
кос# венно по независящим от этих отклонений показателям.
С точки зрения А.Е.Личко и
A.A.
Александрова, такими показателями могут служить : 1) тяжесть, продолжительность и частота декомпенсаций, фаз, психогенных реакций и, что особенно важно, соответствие их силе и характеру вызвавших факторов; 2) степень тяжести крайних форм нарушения поведения; 3) оцениваемая “в длиннике” степень социальной (трудовой, семейной) дезадаптации); ^ 4) степень правильности самооценки особенностей своего характера, критичности к своему поведению.

62
[стр. 31]

ципиальная гипотеза об уровнях и параметрах психического здоровья, о том, что “психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях, при относительной сохранности других”.
Природная конституциональная изменчивость в рамках психологической и психической нормы с выделением крайних вариантов нормы акцентуаций характера впервые была продемонстрирована Д.Е.
Личко (1983).
Согласно определению акцентуаций характера как крайних вариантов нормы, а не зачатков патологии А.Е.
Личко, представителей и последователей его школы (Ю.В.
Попова, Ар.А.
Александрова, Э.Г.
Эйдемидлера, Н.Я.
Иванова, С.Д.
Озерецковского и др.), крайность характерологической нормы “сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт”.
Большинство исследователй считают, что акцентуированные черты характера “могут проявляться не везде и не всегда”.
Такие черты достаточно сложно обнаружить в обычной жизни, поскольку они могут “обнаруживаться только в определенных условиях”.
Если психическая травма, независимо от ее содержания и степени тяжести, адресуется к “месту наименьшего сопротивления” в характере конкретного психотипа, если эта травма предъявляет повышенные, специфические требования к “месту наименьшего сопротивления”, то мы можем наблюдать неадекватную личностную реакцию и нарушение социальной адаптации.
В случае, если психическая травма, даже тяжелая, не адресована к “месту наименьшего сопротивления” в структуре психотипа и не предъявляет повышенных требований к нему, то реакции личности будут адекватными
признакам удовлетворительной социальной адаптации.
Близких взглядов придерживался М.О.
Гуревич (1924), который писал
о “психогенных изменениях характера”: “Чрезмерное накопление вредных психогенных факторов может, по-видимому, расшатать и нормальную психику, особенно если эти факторы ударяют по чувствительному месту в психике, имеют особое значение в жизни данной личности".
31

[стр.,32]

А.Е.Личко подчеркивает, что особенности характера у акцентуантов ‘"либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими” .
С другой стороны, определить отклонения характера при психопатиях и акцентуациях возможно лишь
косвенно по независящим от этих отклонений показателям.
С точки зрения А.Е.Личко и
Ар.А.
Александрова, такими показателями могут служить.
1) тяжесть, продолжительность и частота декомпенсаций, фаз, психогенных реакций и, что особенно важно, соответствие их силе и характеру вызвавших факторов; 2) степень тяжести крайних форм нарушения поведения; 3) оцениваемая “в длиннике” степень социальной (трудовой, семейной) дезадаптации; 4) степень правильности самооценки особенностей своего характера, критичности к своему поведению.

“Лишь совокупная оценка по всем критериям” может являться основой разграничений психопатий и акцентуаций, а значение каждого из критериев будет различным в зависимости от типа психопатии и акцентуации.
Многочисленные исследователи подчеркивали, что акцентуация характера не является психиатрическим диагнозом, а указывает на преморбидный фон, на основе которого развиваются патологические нарушения поведения, реактивные состояния, неврозы, острые аффективные реакции, позволяющие сформулировать психиатрический диагноз.
Однако, как подчеркивает А.Е.
Личко (1977), “в подавляющем большинстве случаев акцентуаций дело до этого не доходит”.
И это связано со следующим.
Были выделены две степени акцентуаций: явная, характеризующаяся наличием выраженных черт определенного характера, что не препятствует удовлетворительной адаптации и не мешает занимать положение, соответствующее способностям и возможностям подростка.
Преходящая социальная дезадаптация и патологические нарушения поведения формируются лишь в 32

[Back]