Проверяемый текст
Волоскова, Наталья Николаевна; Варианты аномальной конституционально-типологической изменчивости личности, детерминированной органической недостаточностью мозга, у современных подростков (Диссертация 2001)
[стр. 83]

шенного развития, такие как церебрастенические синдромы, неврозоподобные, психопатоподобные, диэнцефальные, синдромы гидроцефалии, эпилептиформные, периодические психозы и др.); 3 формы смешанного патогенеза (с относительно равномерным включением энцефалопатического и дизонтогенетического компонентов).
Таким образом, все проявления, обусловленные
органической недостаточностью мозга связаны с органически измененной реактивностью мозга.
Вместе с тем, реактивность организма это мера его устойчивости к патогенным воздействиям независимо от происхождения вредностей имеет наследственную обусловленность.
В основе реактивности лежит норма реакции генотипа, которая ассоциирована и фенотипически выражена в особенностях конституции человека.
В свою очередь, конституциональные генетические влияния сопряжены и в преобладающей степени определяют темпы индивидуального развития в онтогенетическом цикле человеческого существования.
Эти скрытые характеристики конституционально-генетических влияний маркируются признаками, по которым мы судим о биохронологии развития, степени ее гетерохронии-асинхронии и межиндивидуальных различиях в развитии структурно-функциональной, психодинамически-психологической и интеллектуальной организации (Б.А.
Никитю к, H.A.
Корнетов, 1998, с.
5).

Таким образом, экзогенно-органические поражения мозга, приводящие к резидуально-органической почве
является условием, формирующим конституционально-типологическую недостаточность высшей нервной деятельности и/или психотипологическую предиспозицию личности, что приводит, в конечном итоге; к аномальной личностной изменчивости в условиях провоцирующего влияния неблагоприятных внешних факторов.
В данном случае правомерно утверждать об образовании пограничной аномальной личности преимущественно
органического генеза.
Личность в данном случае выступает тем базисом, на котором разворачивается аномальный конституциональнотипологический континуум.
[стр. 52]

топодобные, диэнцефальные, синдромы гидроцефалии, эпилептиформные, периодические психозы и др.); 3) формы смешанного патогенеза (с относительно равномерным включением энцефалопатического и дизонтогенетического компонентов).
Таким образом, все проявления, обусловленные
резидуальноорганической недостаточностью мозга, связаны с органически измененной реактивностью мозга.
Вместе с тем реактивность организма это мера его устойчивости к патогенным воздействиям независимо от происхождения вредностей, имеет наследственную обусловленность.
В основе реактивности лежит норма реакции генотипа, которая ассоциирована и фенотипически выражена в особенностях конституции человека.
В свою очередь, конституциональные генетические влияния сопряжены и в преобладающей степени определяют темпы индивидуального развития в онтогенетическом цикле человеческого существования.
Эти скрытые характеристики конституциональногенетических влияний маркируются признаками, по которым мы судим о биохронологии развития, степени ее гетерохронии-асинхронии и межиндивидуальных различиях в развитии структурно-функциональной, психодинамически-психологической и интеллектуальной организации (Б.А.
Никитюк, H.A.
Корнетов, 1998, с.
5).

Следовательно, изучение расстройств, обусловленных резидуальноорганической недостаточностью центральной нервной системы, должно учитывать конституционально-генетические факторы, степень гитерохронииасинхронии, психологическую и психодинамическую организацию индивида.
История изучения проблемы резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы клиницистами позволяет сказать, что: специалисты редко придают должное значение формированию этиопатогенетических резидуально-органических механизмов у детей раннего возраста, что приводит к выраженной личностной и поведенческой декомпенсации, к манифестированию пограничных нервно-психических рас

[стр.,146]

физиологическая возрастная перестройка (например, период полового созревания) может протекать у таких детей аномально и сопровождаться различными явлениями (церебрастеническими и психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими состояниями и т.п.), а легкая инфекция или травма могут вызывать неадекватные по характеру и интенсивности реакции”.
Так, Г.Е.
Сухарева (1974, с.
113) пророчески описывала вероятностные варианты аномального личностного развития, которые сегодня мы объединяем под названием пограничной аномальной личности.
Повышение восприимчивости к воздействию как социальных факторов, так и экологических, со снижением сопротивляемости к этим факторам наблюдается в критические стадии развития организма, особенно в пубертатный период.
И.А.
Аршавский (1975) считает, что снижение резистентности лишь один из аспектов видоизменения адаптивных способностей человека.
Наиболее же существенным является тот факт, что чувствительность и возбудимость организма не просто повышаются, а становятся более избирательными.
Видоизменение, избирательность адаптивных способностей определяют тропизм к конкретным внешним воздействиям к информационнострессовым психотравмам, к экологическим и иным социальным факторам.
Таким образом, экзогенно-органические поражения мозга, приводящие к резидуально-органической почве,
являются условием, формирующим конституционально-типологическую недостаточность высшей нервной деятельности и/или личности, что приводит, в конечном итоге, к аномальной личностной изменчивости в условиях провоцирующего влияния неблагоприятных внешних факторов.
В данном случае правомерно утверждать об образовании пограничной аномальной личности преимущественно
экзогенноорганического генеза.
Мы становимся свидетелями образования конституционально-континуального пространства, отражающего различные степени личностной компенсации декомпенсации, адаптации дезадаптации, высокой или низкой психологической и психической толерантности к патогенно149

[стр.,147]

му действию внешних факторов.
Личность в данном случае выступает тем базисом, на котором разворачивается аномальный конституциональнотипологический континуум.

1.6.
Типы и свойства нервной системы как основа индивидуально-психологических различий личности Проблема индивидуально-психологических различий между людьми представляет собой одну из сложнейших задач в психологии.
Слово “тип” применяется в литературе по высшей нервной деятельности в двух значениях: 1) тип как характер и “образец”, “картина” поведения субъекта; 2) тип как комплекс основных свойств нервных процессов (Б.М.
Теплов, 1961, с.
382).
“Нельзя изучать типы вне понимания соответствующих свойств нервной системы, нельзя, изучая свойства, полностью отвлечься от типов как комбинаций этих свойств, нельзя, наконец, изучать ни свойства, ни типы, не пользуясь никакими их показателями.
От свойств нужно идти, с одной стороны, к показателям, в которых эти свойства обнаруживаются, с другой к типам, представляющим комплексы этих свойств” (Б.М.
Теплов, 1961, с.
479).
Возможны два варианта к строго научной характеристике индивидуальных различий количественная характеристика свойств или группировка индивидов по типам.
Последний вариант представлен работами К.
Юнга, Э.
Кречмера, К.
Конрада, В.Н.
Мясищева, А.Г.
Ковалева, А.Ф.
Лазурского, А.Е.
Личко.
Существуют два уровня индивидуально-психологических различий в человеке (В.М.
Русалов, 1979).
К первому уровню относятся результативные “содержательные” индивидуальные различия, касающиеся социально обусловленных свойств личности.
Ко второму уровню относятся динамические свойства и качества личности, которые обусловлены преимущественно биологической организацией человека-конституцией.
Психодинамические свойства, в свою очередь, являются низшими подструктурами личности (К.К.
150

[Back]