Проверяемый текст
Политология: Учеб. для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; Под ред. проф. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000 – 448 с.
[стр. 24]

—авторитарная; —деспотическая; —тоталитарная; —бюрократическая и др.
7.
По социальному типу: —рабовладельческая; —феодальная; —капиталистическая; —социалистическая.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывая все его общественные сферы.
От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.
Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциямЛ политической власти можно отнести следующие: —поддержание общественного порядка и стабильности; —выявление, ограничение и разрешение конфликтов; —достижение общественного согласия (консенсуса); —принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; —управление делами общества.

В современной литературе существуют различные концепции власти.
Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы.
Т.
Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией.
Крозье считает власть вечной.

24
[стр. 71]

и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и подчиняющейся.
Оба эти типа общественно необходимы.
Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.
Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти.
Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления.
Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные.
Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях: макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций; среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов; микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление.
На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей.
Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.
От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.
Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие: поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия (консенсуса); принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; управление делами общества.

Концепции власти

[стр.,72]

В современной литературе существуют различные концепции власти.
Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы.
Т.
Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией.
Крозье считает власть вечной.

"Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать.
Она, как головы гидры, появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили" (Власть.
– М.
– 1989.
– С.
85).
Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти.
Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права.
Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим, требовали установления разумного общества в соответствии с естественными правами человека.
Поиск идеального права и государства характерен для Платона и Ф.
Бэкона, для коммунистических утопий от Т.
Мора до Э.
Кабэ.
Философское обоснование И.
Кантом теории правового государства также базируется на принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами.
Широкое распространение получили поведенческие концепции власти.
Основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.
Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти.
Политический человек – это человек, стремящийся к власти.
В политике все есть власть, и всякая власть есть политика.
Но политика – сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти.
Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах.
Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди.
Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, государство.
Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.
Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель).
Субъекты власти вступают в определенные соглашения, "сделки" ради достижения власти и того, что она дает.
Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые

[Back]