Проверяемый текст
Политология: Учеб. для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; Под ред. проф. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000 – 448 с.
[стр. 36]

Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность.
Речь идет об идеальных типах, не существующих в «чистом виде».
В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.
Традиционная
власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые.
Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда.
Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти.
Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений.
Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и
подчи.>• нения на протяжении многих поколений.
В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования.
Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.).
Элементы харизмы были у
Р Ленина, Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчил-I 4 ля, Неру.
Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах.
Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.
Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях.
Харизматический авторитет не связан нормами или правилами.
Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения передГ ним.
Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию»,
1' ** ’ <Л поэтому требует поддержки и послушания.
Для возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание харизмой, какими-то особыми
36
[стр. 79]

вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.
Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научнотехнического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д.
Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов.
Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность.
Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде".
В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.
Традиционная
легитимность Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые.
Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда.
Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти.
Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений.
Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и
подчинения на протяжении многих поколений.
Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы.
Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах.
По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим.
Поэтому, как считал М.
Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
Харизматическая легитимность В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования.
Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.).
Элементы харизмы были у
Ленина, Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру.
Исторически

[стр.,80]

харизматическая власть существовала в самых разных политических системах.
Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.
Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях.
Харизматический авторитет не связан нормами или правилами.
Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним.
Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет "историческую миссию",
поэтому требует поддержки и послушания.
Для возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание харизмой, какими-то особыми
качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей.
Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.
В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров.
В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.
Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ.
Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе – главе клана.
Этому типу не всегда чужда демократия, поскольку формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима.
Формируется любовь к "отцу" нации или народа, нет оппозиции.
Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей.
Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном развитии.
Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.
Легальная или рационально-правовая легитимность Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения.
Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры.
Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств.
Она предполагает строгое соблюдение

[Back]