62 ужасные вещи. Тысячи и миллионы были высланы в концентрационные лагеря, где их уничтожали в газовых камерах. И по сей день ряд террористических организаций ставит перед собой националистические или расовые цели. Правда сегодня национальный терроризм часто принимает форму сепаратизма, т.е. стремится к отделению нации с целью образования самостоятельного государства. Примером тому может служить деятельность ИРА, Армии освобождения Косово, Армянской секретной армии по освобождению Армении, чеченских террористов и др. Религиозный и национальный терроризм объединяют: социальнополитическое начало, отсутствие должного внимания властвующей элиты к проблемам отдельных конфессий и национальностей (рас), социальное неравенство, притеснения со стороны доминирующих религиозных (националистических/ расовых) движений, чувство неудовлетворенности, которое приводит к терроризму среди рассматриваемых социальных групп. Религиозный и националистический терроризм есть реакция на болезненные и нерешаемые социально-политические проблемы; в) социальный (революционный) терроризм ориентирован на радикальное переустройство существующей системы политико-властных отношении и мира в целом. Здесь политические претензии и амбиции выходят далеко за пределы отдельных сфер социальной жизнедеятельности, террористы стремятся к коренным политическим, социальным и экономическим преобразованиям. Пассивность общества, месть правительства за любое инакомыслие, мечты о политических и социальных переменах способствовали переходу от теории к практике социально-революционного терроризма. Следует также различать, на что редко обращают внимание отечественные исследователи, терроризм направленный, то есть нацеленный на конкретный объект, чаще всего физическое лицо, и терроризм «рассеянный», жертвами которого становятся случайные люди. Буденновск, Кизляр, Беслан являются ярким примером подобного терроризма. К актам рассеянного терроризма также относятся групповые захваты заложников, |
В качестве примера рассмотрим деятельность немецких военных в преддверии и во время Второй мировой войны. Так называемые «чистые арийцы», стремясь возродить великую Германию, и очистить ее от иноземцев и иноверцев, которых обвинили в обрушившемся на страну экономическом кризисе, шпионаже, коварных происках и т.п., творили ужасные вещи. Тысячи и миллионы были высланы в концентрационные лагеря, где их уничтожали в специальных газовых камерах, сдирали с людей кожу, а затем использовали ее для пошива сумочек, перчаток и т.п. Человеческая жизнь представителей других рас ничего не стоила, ибо только арийцы считались привилегированной расой и могли пользоваться всеми земными благами. И по сей день ряд террористических организаций ставит перед собой националистические или расовые цели. Правда сегодня национальный терроризм часто принимает форму сепаратизма, т.е. стремится к отделению нации с целью образования самостоятельного государства. Примером тому может служить деятельность ИРА, Армии освобождения Косово, Армянской секретной армии по освобождению Армении, чеченских террористов и др. Религиозный и национальный терроризм объединяют: социальнополитическое начало, отсутствие должного внимания властвующей элиты к проблемам отдельных конфессий и национальностей (рас), социальное неравенство, притеснения со стороны доминирующих религиозных (националистических/ расовых) движений, чувство неудовлетворенности, которое приводит к терроризму среди рассматриваемых социальных групп. Религиозный и националистический терроризм есть реакция на болезненные и нерешаемые социально-политические проблемы; в) социальный (революционный) терроризм ориентирован на радикальное переустройство существующей системы политико-властных отношений и мира в целом. Здесь политические претензии и амбиции выходят далеко за пределы отдельных сфер социальной жизнедеятельности, террористы стремятся к коренным политическим, социальным и экономическим преобразованиям. Именно таким был «красный террор» 20-х гг. XX века, представлявший собой следствие незавершенных правительственных реформ конца XIX начала XX века. Пассивность общества, месть правительства за любое инакомыслие, мечты о политических и социальных переменах способствовали переходу от теории к практике социально-революционного терроризма. Наконец отметим, что все вышеперечисленные виды террористической деятельности есть проявление политического терроризма. Все они касаются борьбы за власть или вопросов воздействия на нее с позиций определенных социальных интересов и ставят перед собой определенные политические цели. Самыми распространенными, на наш взгляд, являются следующие: 1. Выражение протеста против политики правительства. В данном случае терроризм используется для привлечения внимания общественности к проблемам отдельных социальных групп, для подрыва или затруднения правительственных преобразований1; 2. Физическое и моральное устрашение политических оппонентов. Публично совершаемое насилие, усиленное воздействием СМИ, призвано укрепить или подорвать доверие населения к органам государственной власти как основному противнику террористов12. Общеизвестно, что люди в состоянии страха начинают делать то, что выгодно террористам. Постоянные опасения стать жертвой терроризма и страх, длительно живущий в сердцах граждан, является полезным и незаменимым для организаторов террористических актов. Сегодня, как свидетельствуют опросы общественного мнения, страх перед терроризмом стал частью массового сознания граждан в России и в развитых странах. По результатам исследования, проведенного в августе 2002 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, 79% москвичей боятся стать жертвой терроризма. Примерно такое же количество опрошенных 1 Подобная цель ярко проявляется в деятельности Курдской рабочей партии, Молодежного движения Лаутаро, Группы патриотического антифашистского сопротивления и др. террористических организаций. 2Данная цель доминирует как в оппозиционном, так и в государственном терроризме, направленном на устрашение оппонентов и масс, поддержание существующего режима. |