Проверяемый текст
Изиляева, Людмила Олеговна; Терроризм как социально-политическое явление (Диссертация 2004)
[стр. 96]

96 четвертое и пятое место по значимости занимают соответственно позиции: «недостаточная сплоченность нации» 19%; «поддержка боевиков частью чеченского и ингушского народов»-15%; «отсутствие обустроенных границ» 12%.
Половина опрошенных респондентов считает, что препятствием для мобилизации россиян перед опасностью терроризма, в первую очередь, выступает падение доверия общества к власти и силовым структурам, а так же отсутствие четкой и последовательной национальной политики (48% опрошешшх).
Во вторую очередь, безразличие части российского общества к судьбе своей страны (22% от опрошенных) и непонимание частью россиян опасности для страны продолжения чеченской войны (20%).
Таким образом, выявлены две четкие социальные позиции населения в отношении государства и гражданского общества: «государственный аппарат, система силовых структур коррумпирована и неспособна эффективно действовать в кризисных ситуациях, в частности, в предотвращении террора»; «недоверие общества к проводимой государством социально-экономической и национальной политике ведет к росту индифферентизма и безразличия части граждан российского общества к судьбе своей страны, снижению активной гражданской позиции и развитию сепаратистских настроений» .
Существует, по мнению москвичей, и психологическая причина продолжения террористических провокаций: «Стремлением боевиков запугать народ России своей жестокостью» такую позицию отметили 34% респондентов.
Наиболее психологически неустойчивы оказались респонденты моложе 30 лет с неполным средним и средним образованием.
А группа с неполным и средним образованием (45%) в рейтинге причин терактов психологический фактор поставила на первое место.
В отличие от своих предшественников, современные террористические организации способствуют удовлетворению потребности человека во включенности в группу, позволяют индивиду обрести самоидентичность,1
1Иванов B.H.
Феномен современного терроризма., M., 2005.
С.
18.
[стр. 81]

изучим субъективные мотивы и побуждения людей, вступающих в террористическую организацию.
В отличие от своих предшественников, современные террористические организации способствуют удовлетворению потребности человека во включенности в группу, позволяют индивиду обрести самоидентичность,
повысить собственную самооценку.
Как правило, террористами становятся выходцы из «групп риска»1, которые с.
детства испытывали проблемы с самооценкой.
Многих членов террористических организаций можно назвать «душевно неустроенными» или «неблагополучными людьми».
Так, известный палестинский террорист Абу Нидаль в десять лет остался без матери.
Лидер организации «Аль-Каида» Усама Бен Ладен потерял отца в возрасте одиннадцати лет.
Список террористов, получивших психологическую травму в детстве, можно продолжать бесконечно.
Мы предполагаем, что психологические травмы, социально-экономическая необеспеченность, крайняя неудовлетворенность социальным положением способствуют формированию агрессивного типа личности, которая пытается компенсировать свою «ущербность» вступлением в террористическую организацию.
Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям некую социальную роль, хотя и негативную.
Порвать с группой для террориста почти невозможно: это равносильно психологическому самоубийству.
Представления террориста могут быть уподоблены представлениям некоторых женщин, поддерживающих неудачный брак из соображения, что это лучше, чем быть незамужней.
Для террориста покинуть организацию значит потерять самоидентичность.
Террорист имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно12.
Отсюда стремление защищать террористическую организацию, противостоять обществу, причислять одних людей к своим союзникам, а других к врагам.
В сознании террористов враг источник страданий, 1Лукабо Р.,Эдвард Фукуа X.
и др.
Указ.
соч.
//www.psychology.net.ru.
2См.
Лукабо Р.,Эдвард Фукуа X.
и др.
Указ.
соч.
//www.psychology.net.ru.

[Back]