Проверяемый текст
Регент, Татьяна Михайловна; Проблемы государственного управления миграционными процессами в России (Диссертация 2001)
[стр. 43]

существенные изменения в экономическую жизнь российской деревни.
По .
словам Кауфмана, переселения, оказывая иногда ощутимое воздействие на ту или иную общину, волость, изредка, может быть, на уезд, откуда уходит на новые места заметная часть населения, представляет собой нуль с точки зрения возможного влияния на общий ход русского народного хозяйства
[42, с.
49].
По мнению И.А.
Гурвича, чтобы произвести прочное улучшение,
потребовалось бы переселение чуть ли не половины всех наличных жителей черноземной полосы.
О подобном переселении миллионов народа .в кратчайший срок и рассуждать было нельзя; если же рассрочить эту операцию на много лет, тогда придется переселить в Сибирь уже не половину, а чуть не всю Россию, ибо население ведь постоянно увеличивается
[15, с.
110].
/ Г» X В тот период высказывались разные мнения относительно необходимости помощи переселенцам.
Согласно одной
точке зрения, успех переселенческой политики зависит от мер по облегчению устройства переселенцев в районах вселения.
Другая точка зрения во главу угла ставила не заботу о каждом конкретном переселенце, а необходимость подъема хозяйства самого района вселения
[91, с.
116-121].
Таким образом, государственная политика переселения опиралась на систему концептуальных взглядов в России к концу XIX века, главными из которых были: концепция волновых, поэтапных переселений когда освоение заселяемого района осуществляется за счет переселений из сопредельных районов; концепция подбора районов выхода и вселения когда условием эффективного переселения считался подбор районов схожих не только по ландшафту, но и по хозяйственным условиям; концепция подбора состава переселенцев успех переселений зависит от личностных характеристик переселенца.
43
[стр. 50]

переселенцам, велись работы по расширению дорожной сети, по исследованию новых территорий.
Однако в переселенческом деле не все обстояло гладко: правительство, не справляясь с наплывом переселенцев, начинало с ними борьбу, понижая размеры ссудной помощи, ограничивая ходачество и т.п.
[173, с.
30].
Было много критики землеотводного дела; сам Кауфман, принимая в нем непосредственное участие, признавал это.
По остаточному принципу осуществлялась прокладка дорог, что затрудняло переселенческое движение.
Главной задачей переселенческой политики тех лет становится заселение окраин русскими людьми.
И эта задача решается довольно успешно, в отличие от борьбы с малоземельем и попытками внести существенные изменения в экономическую жизнь российской деревни.
По словам Кауфмана, переселения, оказывая иногда ощутимое воздействие на ту или иную общину, волость, изредка, может быть, на уезд, откуда уходит на новые места заметная часть населения, представляет собой нуль с точки зрения возможного влияния на общий ход русского народного хозяйства
[64, с.
49]*.
Однако для осваиваемых и заселяемых районов проводимая переселенческая политика оказала, несомненно, положительное влияние.
Активно проводимая государством политика переселения опиралась на систему концептуальных взглядов, появившуюся к концу XIX века.
Пользовалась признанием концепция поэтапных или волновых переселений.
Считалось, что окраинные районы должны заселяться * По мнению И.А.
Гурвича, чтобы произвести прочное улучшение,
потребовалоси бы переселение чуть ли не половины всех наличных жителей черноземной полосы.
О подобном переселении миллионов народа в кратчайший срок и рассуждать было нельзя; если же рассрочить эту операцию на много лет, тогда придется переселить в Сибирь у ж е не половину, а чуть не всю Россию, ибо население ведь постоянно увеличивается
(Гурвич, Переселения крестьян в Сибирь, 110).


[стр.,51]

жителями из смежных с ними промежуточных территорий, т.к.
для последних издержки переселения не будут столь велики.
Успешность переселения ставилась в зависимость от сходства природно-климатических и хозяйственных условий районов выхода и вселения мигрантов.
Признавалось, что подбор переселенцев следует вести в районах со сходными ландшафтами и климатом.
Кстати, о последнем тезисе неплохо бы помнить исследователям и практикам, мечтающим направить в районы Сибири и Дальнего Востока переселенческие потоки из южных республик бывшего СССР.
Большое внимание уделялось составу переселенцев, как показывала практика, для переселений более подходили сравнительно зажиточные крестьяне и семьи с большим числом работников, способные в короткий срок устроиться на новом месте9.
Существовали разные мнения относительно необходимости помощи переселенцам.
Согласно одной
(и видимо, господствующей) точки зрения, успех переселенческой политики зависит от мер по облегчению устройства переселенцев в районах вселения.
Другая точка зрения во главу угла ставила не заботу о каждом конкретном переселенце, а необходимость подъема хозяйства самого района вселения
[128, с.
116-121].
При этом, что положительно, в действие приводились обе схемы.
Как видно, дореволюционное переселенческое движение накопило большой практический опыт и определило теоретические основы регулирования миграции в России.
’ Выразителем такой точки зрения являлись А.А.
Кауфман и H.M.
Баранов.
Напротив, министр внутренних дел Н.Н.
Дурново считал: «опытом доказано, что лица, располагающие значительными материальными средствами, редко стремятся покинуть родину, и что к сему прибегают бедняки.
Закрывать для них возможность улучшения своего хозяйственного положения едва ли может входить в задачи правительства».
Схожей точки зрения придерживался и министр земледелия А.С.
Ермолов.

[Back]