Проверяемый текст
Воробьева, Ольга Дмитриевна; Методологические проблемы разработки и реализации государственной миграционной политики (Диссертация 2003)
[стр. 48]

Основным направлением переселенческой политики в стране Советов в % первые годы (1917-1927гг.) стали проблемы локальных, внутрирайонных переселений, это соответствовало планам социалистического землеустройства и планам социалистической индустриализации.
В первые годы советской власти миграционная политика была направлена на то, чтобы удерживать крестьян от переселения на Восток.
В 1918 г.
(6 марта) было издано
циркуляционное письмо, которое призывало к расселению внутри Европейской России.
Отчасти это можно объяснить и тем, что в отдельные периоды гражданской войны восточные регионы были отрезаны от остальной территории
[130, с.70].
t « .
.
По мнению Л.Л.Рыбаковского, принятие новой экономической • i политики, которая стабилизировала аграрные отношения, создала необходимые предпосылки для осуществления колонизационных установок в новой трактовке.
В октябре 1922 г.
был принят Земельный Кодекс, в котором отдельные статьи касались планового переселения.
В частности, предусматривалось предоставление льгот как плановым, так и внеплановым
переселенцам, если они поселялись на колонизуемых землях с разрешения переселенческих организаций [100, с.
107].
В 1923 г.
ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет «О льготах для командируемых на работы в отдаленные местности РСФСР», под который подпадали не только временные служебные командировки, но и направления на постоянную работу [101, с.
673].
В соответствии с этим декретом и последующими правовыми актами в 20-30-х
годах были выделены отдаленные местности, в которых рабочим и служащим предоставлялся ряд специфических льгот.
В перечень отдаленных местностей, помимо сибирских, дальневосточных губерний и северных районов, были включены и на ряд южных республик.
Таким образом, в тот период была заложена действующая поныне система переселенческих льгот для отдельных местностей страны.
48
[стр. 65]

Однако на осваиваемые и заселяемые районы проводимая переселенческая политика тех лет оказала, несомненно, положительное влияние.
Таким образом, в ходе реализации дореволюционной переселенческой политики был накоплен большой практический опыт, основанный на серьезных теоретических подходах, который может быть использован при регулировании миграции в современной России.
Первая мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения практически разрушили упорядоченный процесс организованного переселения.
Во время войны кредиты отпускались на поддержание «старого», но ввиду особых свойств переселенческих работ (их растянутости во времени на два, три и более лет) это оказалось равносильным уничтожению достигнутых ранее результатов \146,с.
68-69/.
В соответствии с законом о социализации земли, принятым в октябре 1917г., переселенческая политика изменилась коренным образом.
Если раньше значительная часть расходов по переселению оплачивалась самими переселенцами, то теперь все бремя расходов брало на себя государство.
Так, вслед за национализацией хозяйства произошла и «национализация» переселенческого процесса.
В первые годы советской власти миграционная политика была направлена на то, чтобы удерживать крестьян от переселения на Восток.
В 1918 г.
(6 марта) было издано
циркулярное письмо, которое призывало к расселению внутри Европейской России.
Отчасти это можно объяснить и тем, что в отдельные периоды гражданской войны восточные регионы были отрезаны от остальной территории.

Систематического хозяйственного распределения в эти годы не велось \146,с.70\.
Новые возможности освоения слабозаселенных земель открылись с введением НЭПа.
В октябре 1922 г.
был принят Земельный Кодекс, в котором отдельные статьи касались планового переселения.
В частности предусматривалось предоставление льгот как плановым, так и внеплановым


[стр.,66]

переселенцам, если они поселялись на колонизуемых землях с разрешения переселенческих организаций /107/.
Следующий значительный документ был утвержден 17 сентября 1924 г.
тезисы «О ближайших задачах советской власти в области колонизации и переселения».
Первый тезис формулировал задачу колонизации как «...вовлечение в хозяйственный оборот необжитых земель с целью увеличения сельскохозяйственной и промышленной продукции страны путем рационализации как с точки зрения общегосударственных, так и местных интересов расселения и эксплуатации естественных богатств колонизируемых районов» /146,с.85\.
Переселением в пределах Российской Федерации ведал Наркомзем РСФСР.
Ему было поручено создать Колонизационный фонд.
Планирование в области сельского хозяйства осуществлял Земплан, который должен был предусматривать в сметах расходов средства на хозяйственное обустройство переселенцев.
Уже в тот период стало очевидно, что стихийно начавшемуся движению переселения необходимо придать организованный характер \39,с.33\.
При этом, правительство стремилось удерживать от переселения беднейшее крестьянство, понимая объективные трудности его обустройства.
В 1926г.
принимается постановление ЦИК и СНК Союза ССР «О льготах крестьянскому населению по землеустройству и переселению».
Согласно этому постановлению, расходы по землеустройству беднейшего крестьянства возлагались на государство.
Одновременно предусматривались и другие формы государственной поддержки: льготный переселенческий тариф, долгосрочный кредит на землеустроительные работы (до 8 лет), а также льготы по обложению единым сельскохозяйственным налогом.
Однако льготами могли пользоваться только те, кто мигрировал в соответствии с планами переселения и землеустройства.
Такие планы утверждались ежегодно декретом ВЦИК и СНК РСФСР.
В 20-х годах начала формироваться действующая и поныне система переселенческих льгот для отдельных местностей страны.
В 1923 г.
был

[стр.,67]

принят декрет «О льготах для командируемых на работы в отдаленные местности РСФСР», под который подпадали не только временные служебные командировки, но и направления на постоянную работу.
\107\.
В соответствии с этим декретом и последующими правовыми актами в 20-30-х
годов были выделены отдаленные местности, в которых рабочим и служащим предоставлялись специфические льготы.
Перечень отдаленных местностей помимо сибирских, дальневосточных губерний и северных районов
включал и ряд южных республик.
Льготы, применяемые в тот период, были достаточно дифференцированны, и прежде всего по степени экономической освоенности территории.
Так, на Дальнем Востоке в 20-е годы выделяли районы «обжитые», «полуобжитые» или «необжитые».
Размер ссуды зависел от того, в какой из них направлялся переселенец.
В дальнейшем все осваиваемые местности были объединены в две группы (два пояса) по удаленности от центра страны и условиям работы.
Таким образом при разработке мер миграционной политики использовался метод типологизации регионов.
Коллективизация сельского хозяйства внесла свои особенности в переселенческое движение: члены переселенческих колхозов имели преимущества перед индивидуальными переселенцами, а со второй половины 1929 г.
льготы были сохранены только за переселенцамиколхозниками, крестьяне-единоличники не участвовали в организованном переселении.
К началу Великой Отечественной войны сформировалась сложная система льгот для работающих в районах Крайнего Севера и отдаленных местностях РСФСР \145, с.4\.
Меры, стимулирующие миграционный приток в северные районы, были отменены в 1942 г.
в связи с войной; в 1945 г.
они были вновь введены.
Начиная с 30-х годов, когда был взят курс на индустриализацию, начали применяться меры материального стимулирования работников, направляемых в промышленность, сформировалась система так называемого

[Back]