Проверяемый текст
Воробьева, Ольга Дмитриевна; Методологические проблемы разработки и реализации государственной миграционной политики (Диссертация 2003)
[стр. 52]

За 10 предвоенных лет путем оргнабора было перераспределено 28,7 % млн.
человек, основную часть которых составляли сельские жители
[106, с.182].
В 1935г.
государство открыло плановое переселение колхозников в Восточную Сибирь.
В 1939г.
вышло Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР « О мерах охраны общественных земель от разбазаривания», было решено образовать при СНК СССР Переселенческое управление, с его органами в союзных республиках, областях, краях.
Но начавшаяся война прервала массовое переселение крестьян в восточные районы.
По мнению Л.Л.Рыбаковского, период с конца 1929 г.
до начала Второй мировой войны период «насильственных перемещений»: миграционная политика проводилась открыто жестокими методами [88 ].
Крайней формой насильственных перемещений, "опиравшихся на весь арсенал силовых средств, носившей репрессивный характер, явились депортации и предвоенные зачистки приграничных районов.
Первые
масштабы депортации в начале 30-х годов были связаны с коллективизацией и раскулачиванием; спецпоселенцы отчасти участвовали в колонизации Севера и других «отдаленных мест».
В годы Великой Отечественной войны депортации осуществлялись по национальному признаку; им подвергались целые народы немцы, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, крымские татары, греки, калмыки, турки-месхетинцы и некоторые другие.
Зачистки приграничных районов производились с середины 30-х годов.
В
их основу также был положен этнический признак: западные границы освобождались от «неблагонадежных» финнов, немцев, поляков, южные от курдов и ирани, восточные от корейцев.
Местности, из которых депортировались народы, пустели; требовались компенсационные переселения.
В них, часто вопреки своей воле, были втянуты другие народы: русские, грузины, осетины, кабардинцы, аварцы, лакцы и т.д.

I
[стр. 68]

организованного набора (оргнабора).
Все мероприятия по переселению носили характер жесткой плановости.
Районы вербовки рабочих на стройки, а также на вводимые промышленные предприятия и транспорт определял Народный комиссариат труда СССР, а хозяйственные органы предприятий этих районов несли ответственность за подбор рабочей силы.
За 10 предвоенных лет путем оргнабора было перераспределено 28,7 млн человек, основную часть которых составляли сельские жители /
112,с.182/.
Однако приток рабочей силы из сельского хозяйства превышал потребности промышленности и вел к чрезмерно быстрому росту ряда городов.
Необходимость проведения ограничительной миграционной политики возникла уже в 20-30 годы.
В июне 1931г.
был поставлен вопрос об ограничении роста Москвы и Ленинграда, впоследствии эти меры распространились и на другие крупнейшие города страны \66,с.103\.
В 1932 г.
в стране была введена единая паспортная система и обязательная прописка по месту жительства \106\.
Эти меры фактически установили разрешительный характер миграции и государственный контроль за перемещением трудовых ресурсов по стране.
Крайней формой организованной миграции, опиравшейся на весь арсенал силовых средств государства, носившей репрессивный и античеловеческий характер, явились депортации и предвоенные зачистки приграничных районов.
Первые
масштабные депортации в начале 30-х годов были связаны с коллективизацией и раскулачиванием; спецпоселенцы отчасти участвовали в колонизации Севера и других «отдаленных мест».
В годы Великой Отечественной войны депортации осуществлялись по национальному признаку; им подвергались целые народы немцы, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, крымские татары, греки, калмыки, турки-месхетинцы и некоторые другие.
Зачистки приграничных районов производились с середины 30-х годов.
В
основу также был положен этнический признак: западные границы

[стр.,69]

освобождались от “неблагонадежных” финнов, немцев, поляков, южные от курдов и ирани, восточные от корейцев.
Местности, из которых депортировались народы, пустели; требовались компенсационные переселения.
В них, часто вопреки своей воле, были втянуты другие народы: русские, грузины, осетины, кабардинцы, аварцы, лакцы и т.д.

Выделяется два вида депортации: репрессивный (выселение этноса в другую географическую часть страны) и насильственный (принудительные переселения части не репрессированного этноса на освободившиеся в результате высылки земли) \126,с.81\.
Репрессивные депортации приводили к массовым людским потерям.
Так, из 79 тыс.
депортированных карачаевцев погибло 27 тыс.
человек.
Депортации сопровождались упразднением национальных образований и изменением административно-территориального деления.
Многие межэтнические конфликты рубежа 90-х годов явились одним из самым тяжелых и отдаленных негативных последствий депортаций, которые как бы заложили «мину замедленного действия».
Принудительные переселения продолжались и в послевоенный период.
По некоторым расчетам, репрессивным, принудительным миграциям внутри страны в 30-50 годы подверглись около 6 млн.
человек, а послевоенным репатриациям 5,7 млн человек \82,с.
16-32V Новый этап в проведении переселенческой политики начался в послевоенные годы.
С одной стороны, потребовалась концентрация усилий огромных масс трудящихся на восстановление народного хозяйства, с другой одновременно происходило освоение новых территорий.
Все это продиктовало усиление организационных мер.
Однако мероприятия по мобилизации рабочей силы проводились либо отдельными ведомствами, либо (и это чаще) отдельными предприятиями и организациями.
По мнению исследователей, это придавало им элемент неорганизованности \39, с.41\.
К началу 60-х годов, вслед за изменением социально-экономической ситуации, во внутренней миграционной политике произошли изменения,

[Back]