Проверяемый текст
Рудь, Всеволод Георгиевич; Современная насильственная преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика и предупреждение (Диссертация 2005)
[стр. 118]

Вместе с тем по причине отсутствия системы раннего выявления таких подростков, как правило, своевременно на профилактический учет они не ставятся (законом не определено), работа с ними соответствующих органов и служб не проводится.
Анализ уголовных дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними в
Кемеровской области, свидетельствует о том, что с раннего детства у них проявлялась повышенная жестокость по отношению к сверстникам и животным.
Последние два года половина всех убийств, совершенных несовершеннолетними, это убийства, совершенные с особой жестокостью
(например, из 15 убийств в 1999 г.
с особой жестокостью совершено 8; из 22 убийств в 2000 г.
с особой жестокостью совершены
II)1.
По данным М.Н.
Голоднюк, более 80% всех несовершеннолетних осужденных женского пола, содержащихся в воспитательной колонии, лица с психическими аномалиями.
Основные виды патологии это олигофрения, психопатия, органические нарушения центральной нервной системы, эпилепсия и ряд
других2.
Материалы проведенных исследований ВНИИ МВД России свидетельствуют о том, что для несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления характерны такие акцентуированные черты, как: неадекватное реагирование на психогенно-травмирующие ситуации (77% от числа опрошенных подростков-преступников; в 70-80-х гг около 53%), подверженность негативному влиянию взрослых правонарушителей, особенно молодых взрослых и авторитетов преступной среды и представителей организованной преступности (до 50%, ранее до 29-33%), бездушное отношение к беде других людей (50%; 37-42%); эмоциональная недисциплинированность (62%; 40-43%); ускоренное усвоение навыков преступного поведения и криминальной специализации (79%; 30-35%); индифферентное отношение к общепринятым человеческим ценностям (65%; 25-31%), равнодушное отношение к праву, закону, нередко ярко выраженный правовой нигилизм (71%; 30-40%); групповой корпоратизм и эгоизм (92%; 50-60%); групповая и индивидуальная жестокость (до 60%; до 1 См.: Воронова Е.Л.
Подростки-правонарушители с психическими отклонениями: вопросы квалификации и профилактики.

Материалы 3-й Международной научно-практической конференции «Серийные убийства и социальная агрессия: Что ожидает нас в XXI веке?».

2001.
С.
32.
2 См.: Голоднюк М.Н.
и др.
Проблемы преступности несовершеннолетних женского пола, отбывающих
на118
[стр. 63]

ном поведении.
При этом, их мотивация приближается к взрослой, а влияние возрастных особенностей минимизируется.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что отдельные позитивные годичные колебания не могут изменить общей негативной оценки состояния правонарушающего поведения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности.
Поэтому данную группу следует рассматривать в качестве одной из наиболее криминогенных категорий населения, в значительной мере определяющей будущие характеристики насильственной преступности несовершеннолетних.
В последнее десятилетие в обществе усилились негативные тенденции, провоцирующие рост агрессивности и девиантного поведения несовершеннолетних.
Анализ социально-психологических факторов насильственной преступности несовершеннолетних современного периода показывает, что в их основе все более проявляется жестокость, садизм и агрессивность.
Материалы проведенных ВНИИ МВД России исследований свидетельствуют о том, что для несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления характерны такие акцентуированные черты, как: неадекватное реагирование на психогенно-травмирующие ситуации (77% от числа опрошенных подростков-преступников; в 70-80-х годах около 53%), подверженность негативному влиянию взрослых правонарушителей, особенно молодых взрослых и авторитетов преступной среды и представителей организованной преступности (до 50%, ранее до 29-33%), бездушное отношение к беде других людей (50%; 37-42%); эмоциональная недисциплинированность (62%; 40-43%); ускоренное усвоение навыков преступного поведения и криминальной специализации (79%; 30-35%); индифферентное отношение к общепринятым человеческим ценностям (65%; 25-31%), равнодушное отношение к праву, закону, нередко ярко выраженный правовой нигилизм (71%; 30-40%); групповой корпоратизм и эгоизм (92%; 50-60%); групповая и индивидуальная жестокость (до 60%; до 35%); лживость, цинизм (70%; 50%) и т.д.
Около 60-80% преступлений совер

[стр.,97]

ретены подростками не в результате отягощенной наследственности, а вследствне неблагоприятных условий жизни и воспитания157.
О высоком уровне расстройств психики несовершеннолетних правонарушителей пишут В.П.
Емельянов и другие авторы158.
Вместе с тем по причине отсутствия системы раннего выявления таких подростков, как правило, своевременно на профилактический учет они не ставятся,
работа с ними соответствующих органов и служб не проводится.
Анализ уголовных дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними в
Ростовской области, свидетельствует о том, что с раннего детства у них проявлялась повышенная жестокость по отношению к сверстникам и животным.
Последние два года половина всех убийств, совершенных несовершеннолетними это убийства, совершенные с особой жестокостью
(из 15 убийств в 1999 году с особой жестокостью совершено 8; из 22 убийств в 2000 году с особой жестокостью совершены 11)159.
По данным М.Н.
Голоднюк, более 80% всех несовершеннолетних осужденных женского пола, содержащихся в воспитательной колонии, лица с психическими аномалиями.
Основные виды патологии это олигофрения, психопатия, органические нарушения центральной нервной системы, эпилепсия и ряд
160других.
По результатам исследования установлено, что состояло на учете у психиатра 29 респондентов (14,5%).
Поскольку речь идет о вменяемых субъектах, наличие нервнопсихической аномалии не создает фатальной предрасположенности лица к пре157 См.: Криминология.
М., 1994.
С.
209; Также см.: Криминология: Учебник / Под ред.
В.Н.
Кудрявцева и В.Е.
Эминова.
2-ое изд., перераб.
и доп.
М., 1999.
С.487-488; Сердюк Л.В.
Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование.
М., 2002.
С.
104.
151 См.: Емельянов Е.П.
Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.
Саратов, 1980; Белокобыльская Т.К.
Криминологическая характеристика несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями.
Автореф.
ди с....
канд.
юрид.
наук.
М., 1981; Селецкий А.И., Тарарухин С.А.
Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением.
Казань, 1981.
С.
124.
159 См.: Воронова Е.Л.
Подростки-правонарушители с психическими отклонениями: вопросы квалификации и профилактики //
Ювенальная юстиция: мультидисциплинарный подход: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции «Серийные убийства и социальная агрессия: Что ожидает нас в XXI веке?», Ростов-на-Дону, 18-19 сентября 2001 года.
Ростов-на-Дону, 2001.
С.
32.
160См.: Голоднюк М.Н.
и др.
Проблемы преступности несовершеннолетних женского пола, отбывающих
наказание в ВТК//Вестник МГУ.
Сер.
П .1991.-№3.
С.
26.


[стр.,155]

дящихся в социально —опасном положении.
В соответствии с современными требованиями и складывающейся обстановкой необходимо разработать научно обоснованную модель состояния психического здоровья детей и подростков в регионе, возможный стандартный комплекс мер по профилактике социальной дезадаптации и реабилитации несовершеннолетних с психическими отклонениями.
Сегодня практически «выпадают» из профилактической работы дети, имеющие садистские наклонности, отсутствует система их раннего выявления.
Анализ уголовных дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними в
Ростовской области, свидетельствует о том, что с раннего детства у таких подростков проявлялась повышенная жестокость по отношению к сверстникам и животным.
Последние два года половина всех убийств, совершенных несовершеннолетними это убийства, совершенные с особой жестокостью261.

Как отмечают Ю.М.
Антонян и С.В.
Бородин, «психиатрическое освидетельствование лиц, совершивших преступления до достижения совершеннолетия, показало, что на момент изучения около половины из них имели психические аномалии»262.
Могут ли органы предварительного следствия и суд, не обладающие такими глубокими специальными познаниями и не имеющие возможности всесторонне исследовать несовершеннолетнего преступника, принять единственно правильное решение, наиболее приемлемое для исправления данного подростка? Безусловно, нет .
С вступлением в силу нового УК РФ у правоприменителя возникают значительные трудности с определением вменяемости, разрешить которые возможно только с помощью специалистов-экспертов.
Речь идет о ст.ст.
21,22, ч.З ст.
20 УК РФ.
От качества экспертного заключения во многом зависит правовое ре261 См.: Воронова Е.Л.
Подростки-правонарушители с психическими отклонениями: вопросы квалификации и профилактики //
Ювенальная юстиция: мультидкециплинарный подход.
Опыт становления правосудия в отношении несовершеннолетних в Ростовской области: Материалы 3-Й Международной научно-практической конференции «Серийные убийства и социальная агрессия: Что ожидает нас в XXI веке», Ростов-на-Дону, 18-19 сентября 2001 года.
Ростов-на-Дону, 2001.
С.
33.
262 См.: Антонян Ю.М., Бородин С.В.
Преступность и психические аномалии* М., 1987.
С.
58.
263 См.: Каневский Л.Л.
Актуальные проблемы совершенствования ранней профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних//Правоведение*1999.-№1.
С.
158.

[Back]