Проверяемый текст
Швединская, Галина Игоревна; Криминологическая характеристика и уголовно-правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних женского пола (Диссертация 2003)
[стр. 149]

Следующая страница преждения возможных как насильственных, так и иных преступлений несовершеннолетних.
Действующий Уголовный кодекс, к сожалению, прошел мимо этой проблемы.
Это пробел и
очень существенный, поскольку статистика свидетельствует о росте числа преступлений, с применением насилия, совершаемых смешанными группами.
За исследуемый период число таких ежегодно регистрируемых преступлений возросло в 2,2 раза.
По нашим подсчетам на основании
статистических данных и данных выборочных исследований анализируемая форма общественно-опасного воздействия входит в причинный комплекс 27,8% преступлений несовершеннолетних лиц.

Существенную опасность для социализации несовершеннолетних,
в том числе и для их воспитания, представляют преступные посягательства на них и на их интересы.
Не всегда, но и нередко, при взаимодействии
с психофизиологическими особенностями потерпевших такие преступления провоцируют, побуждают их к совершению преступлений.
Например, многие преступления против личности (причинение вреда здоровью личности и т.п.) совершаются подростками из-за мести за преступные на них посягательства.
По данным выборочного исследования
совершение преступных посягательств на несовершеннолетних или на их интересы входят в причинный комплекс 27 % преступлений несовершеннолетних.
Отрицательное, общественно опасное влияние указанных преступлений взрослых лиц на процесс воспитания несовершеннолетних будет побочным последствием преступных на них посягательств.
Это во многих случаях учитывается законом при определении уголовной ответственности взрослых правонарушителей путем выделения несовершеннолетия потерпевшего в качестве квалифицирующего признака преступления,
однако законодателем в меньшей степени учитываются преступные воздействия на малолетних, т.е.
лиц, не достигших возраста 14 лет.
Поддерживаем мнение Т.М.
Чапурко о том, что отрицательное влияние на воспитание несовершеннолетних, побуждающее их к совершению преступления, может оказать насильственное преступление взрослого лица, совершенное в присутствии несовершеннолетнего как очевидца.
Преступление взрослого 149
[стр. 142]

В ряду непосредственных причин преступлений несовершеннолетних вовлечение их в преступную и иную антиобщественную деятельность составляет около 25 %.
Эта доля в действительности более значительна, если учесть, что предварительному следствию по делам о преступлениях, совершаемых смешанными фуппами (взрослым лицом совместно с несовершеннолетним) зачастую не удается доказать факт вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления.
По опасности разлагающего, провоцирующего воздействия на несовершеннолетних к вовлечению их в преступную и иную антиобщественную деятельность, приближается совместное с несовершеннолетним совершение преступления (совиновничество, пособничество).
Общественная опасность преступных деяний взрослых лиц в таких случаях определяется не только тяжестью совместно совершенного преступления, но и разлагающим влиянием на несовершеннолетних соучастников.
Участие взрослого лица в групповом преступлении укрепляет антиобщественное отношение несовершеннолетнего к правопорядку.
Это разлагающее влияние на несовершеннолетнего входит в причинный комплекс как совершаемого преступления, так и возможных будущих преступлений.
Чтобы поставить преграду такому антиобщественному влиянию на несовершеннолетних, необходимо усиление уголовной ответственности совершеннолетних соучастников и это станет уголовно-правовым средством возможного предупреждения преступлений несовершеннолетних.
Действующий Уголовный кодекс, к сожалению, прошел мимо этой проблемы.
Это пробел и
пробел существенный, поскольку статистика свидетельствует о роете числа преступлений, совершаемых смешанными группами.
За период с 1992 года по 2001 год число таких ежегодно регистрируемых преступлений возросло в 2,2 раза (с 16930 до 36015 преступлений).
По нашим подсчетам на основании статистических данных и данных выборочных исследований анализируемая форма общественно-опасного воздействия входит в причинный комплекс 27,8 % преступлений несовершеннолетних лиц,
в том числе и несовершеннолетних женского пола.


[стр.,143]

Существенное место в причинном комплексе преступности несовершеннолетних женского пола занимают преступления, которые могут совершаться взрослыми лицами в антиобщественных интересах несовершеннолетних лиц.
Это многочисленная группа преступлений.
К ним, в частности, относятся такие преступления, как приобщение к проституции в притонах (ст.
241 УК РФ), приобретение у несовершеннолетнего или сбыт несовершеннолетнему имущества, заведомо добытого преступным путем (ст.
175 УК РФ), незаконные приобретение у несовершеннолетнего, передача, сбыт несовершеннолетнему оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.
222 УК РФ), незаконные приобретение у несовершеннолетнего либо сбыт несовершеннолетнему наркотических средств или психотропных веществ (ст.
228 УК РФ) и т.д.
Такие преступления совершеннолетних лиц опасны не только сами по себе, но и тем, что укрепляют антиобщественное отношение несовершеннолетних правонарушителей женского пола к охраняемым законом интересам и могут побудить их к совершению новых, повторных преступлений.
Усиление на этом основании уголовной ответственности совершеннолетних преступников может послужить уголовно-правовым средством предупреждения преступлений несовершеннолетних.
Однако действующий Уголовный кодекс РФ никаких специальных норм на этот счет не предусматривает.
Нетерпимость такого положения очевидна с учетом роста числа подобных преступлений, к которым причастны несовершеннолетние лица женского пола.
Выше указывалось, например, что уровень преступности несовершеннолетних, связанный с наркотиками возрос с 1992 года по 2001 год в 5,9 раза.
По нашим подсчетам на основании
данных выборочных исследований, связанных с теми преступлениями взрослых, которые совершены в антиобщественных интересах несовершеннолетних, составляет 25 %.
Существенную опасность для социализации несовершеннолетних
женского пола, в том числе и для их воспитания, представляют преступные посягательства на них и на их интересы.
Не всегда, но и нередко, при взаимодействии
143

[стр.,144]

с психофизиологическими особенностями потерпевших такие преступления провоцируют, побуждают их к совершению преступлений.
Например, многие преступления против личности (причинение вреда здоровью личности и т.п.) совершаются подростками из-за мести за преступные на них посягательства.
По данным выборочного исследования
(путем изучения 130 уголовных дел и опроса 102 несовершеннолетних правонарушителей-девушек) совершение преступных посягательств на несовершеннолетних или на их интересы входят в причинный комплекс 27 % преступлений несовершеннолетних.
Отрицательное, общественно опасное влияние указанных преступлений взрослых лиц на процесс воспитания несовершеннолетних будет побочным последствием преступных на них посягательств.
Это во многих случаях учитывается законом при определении уголовной ответственности взрослых правонарушителей путем выделения несовершеннолетия потерпевшего в качестве квалифицирующего признака преступления.

Криминологические исследования, проведенные Чапурко Т.М., свидетельствуют о том, что отрицательное влияние на воспитание несовершеннолетней, побуждающей ее к совершению преступления, может оказать преступление взрослого лица, совершенное в присутствии несовершеннолетней как очевидца.
Преступление взрослого лица в такой ситуации воспринимается несовершеннолетней как возможный и допустимый вариант поведения, как «пример»1.
Наши исследования, выразившиеся в опросе несовершеннолетних правонарушителей женского пола дают основание для вывода о том, что провоцирующее влияние указанной формы общественно-опасного воздействия было оказано на 34% опрошенных несовершеннолетних лиц женского пола.
Однако действующий Уголовный кодеке РФ каких-либо указаний о влиянии указанного обстоятельства на уголовную ответственность взрослого правонарушителя 1Чапурко Т.М.
Указанная диссертация.

[Back]