Проверяемый текст
Денисенко, Иван Федорович; Взаимодействие политической элиты и элиты культуры в политическом процессе современной России (Диссертация 2001)
[стр. 148]

потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература или многочисленные образовательные заведения.
Приватизация и коммерциализация культуры.
В настоящее время этот
процесс имеет однобокую направленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высокодоходную область эротическую и детективноразвлекательную индустрию.
Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви.
Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.
Усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости театров, музеев, библиотек.
Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который можно рассматривать как индикатор культуры.
Он организует характер и
способ восприятия реальности.
За несколько десятилетий в русском языке произошли глубинные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыденной речи.
Характеризуя содержательные тенденции развития современной российской
духовной культуры, отмечают противоречивые, неоднозначные процессы, и сама она не является единой, цельной.
В культуре 90-х
гг.
явно просматриваются несколько подсистем, каждая из которых развивается по собственным законам, но испытывает влияние других подсистем, общей социокультурной ситуации.
Так, можно выделить высокую, элитарную культуру, ядро которой составляет традиционная национальная классическая культура.
Она крайне тяжело приспосабливается к
[стр. 107]

107 стике тех культурно-информационных процессов, которые обусловливают переструктурирование элиты культуры в постсоветский период.
Анализируя основные направления изменений отечественной культуры, ряд современных авторов1 отмечает, во-первых, чрезвычайную сложность и противоречивость этих изменений, а, во-вторых, еще не полную ясность глубины и масштабов происходящих перемен.
Однако уже зримо выделяются несколько тенденции.
.■ Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру.
В содержательном плане это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература или многочисленные образовательные заведения.
Приватизация и коммерциализация культуры.
В настоящее время этот
*1 процесс имеет однобокую направленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высокодоходную область эротическую и детективно-развлекательную индустрию.
У Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви.
Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.
Усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости театров, музеев, библиотек.
Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который можно рассматривать как индикатор культуры.
Он организует характер и
спо1 См.: Михайлова Л.М.
Социология культуры.
М.
1999.
С.
32-44; Разлогов К.Э.
Культура в контексте социального кризиса // Свободная мысль.
2000.
№5; Ямпольский М.
Россия: культура и субкультура // Общественные науки и современность.
1993.
№1; Л.Г.
Ионин.
Социология культуры.
М.
1998.
С.
249-261.


[стр.,108]

108 соб восприятия реальности.
За несколько десятилетий в русском языке произошли глубинные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыденной речи.
Характеризуя содержательные тенденции развития современной российской
культуры, отмечают противоречивые, неоднозначные процессы, и сама она не является единой, цельной.
В культуре 90-х
годов явно просматриваются несколько подсистем, каждая из которых развивается по собственным законам, но испытывает влияние других подсистем, общей социокультурной ситуации.
Так, можно выделить высокую, элитарную культуру, ядро которой составляет традиционная национальная классическая культура.
Она крайне тяжело приспосабливается к
современным рыночным отношениям, к соседству меркантильных ценностных приоритетов.
Эта культура проявляет тенденцию к свертыванию поля функционирования, к самозамыканию в своей элитарности.
Продолжает существовать и функционировать советская культура, основанная на традициях десятилетий народной власти.
Ее продукция востребована миллионами кинои телезрителей, слушателей, поклонников эстрады.
В немалой степени ее поддерживает сформированное представление о приоритете запросов населения в услугах учреждений культуры, привычка к социальной уравнительности, к почитанию коллективного выше индивидуального, личного.
За 1985-1995 и последующие годы набрала силу и стала едва ли не полноправной составной частью культуры России западная, по преимуществу американская культура.
Ее носителями является определенная часть скорее городской молодежи и предприниматели, «новые русские», которые довольно индифферентны к духовным и интеллектуальным ценностям, руководствуются установками на получение удовольствия от жизни, причем немедленно и любой ценой, на особую престижность материального достатка, обеспечи

[Back]