Проверяемый текст
Денисенко, Иван Федорович; Взаимодействие политической элиты и элиты культуры в политическом процессе современной России (Диссертация 2001)
[стр. 149]

современным рыночным отношениям, к соседству меркантильных ценностных приоритетов.
Эта культура проявляет тенденцию к свертыванию поля функционирования, к самозамыканию в своей элитарности.
Продолжает существовать и функционировать советская
духовная культура, основанная на традициях десятилетий народной власти.
Ее продукция востребована миллионами кинои телезрителей, слушателей, поклонников эстрады.
В немалой степени ее поддерживает сформированное
прёдставлёнйёо приорЖетсЗаТГрбсбв населения в услуТах^у^реЖаенйй~куль^ туры, привычка к социальной уравнительности, к почитанию коллективного выше индивидуального, личного.
За 1985-1995 и последующие годы набрала силу и стала едва ли не полноправной составной частью
духовной культуры России западная, по преимуществу американская культура.
Ее носителями является определенная часть скорее городской молодежи и предприниматели, «новые русские», которые довольно индифферентны к духовным и интеллектуальным ценностям, руководствуются установками на получение удовольствия от жизни, причем немедленно и любой ценой, на особую престижность материального достатка, обеспечивающего
владение недоступным другим имуществом, возможностью путешествий, экзотического отдыха и т.п.
Продукция этой западной культуры зачастую занимает весьма заметное место в бюджете свободного времени «среднего» россиянина, поскольку «мыльные» оперы, эстрадные концерты и т.п.

составляют львиную долю телевизионных трансляций.
Наконец, в культуру общества вошла, благодаря телевидению, отдельным издательствам маргинальная культура социальных «низов» от «блатного» стиля криминальных кланов до мистико-оккультных субкультур отечественного и западного происхождения.
Все эти типы культур сосуществуют, отвоевывая себе жизненное пространство, и чем больших «успехов» добьются два последних типа, тем более трудной и напряженной должна быть в будущем работа государства, интел
[стр. 108]

108 соб восприятия реальности.
За несколько десятилетий в русском языке произошли глубинные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыденной речи.
Характеризуя содержательные тенденции развития современной российской культуры, отмечают противоречивые, неоднозначные процессы, и сама она не является единой, цельной.
В культуре 90-х годов явно просматриваются несколько подсистем, каждая из которых развивается по собственным законам, но испытывает влияние других подсистем, общей социокультурной ситуации.
Так, можно выделить высокую, элитарную культуру, ядро которой составляет традиционная национальная классическая культура.
Она крайне тяжело приспосабливается к современным рыночным отношениям, к соседству меркантильных ценностных приоритетов.
Эта культура проявляет тенденцию к свертыванию поля функционирования, к самозамыканию в своей элитарности.
Продолжает существовать и функционировать советская
культура, основанная на традициях десятилетий народной власти.
Ее продукция востребована миллионами кинои телезрителей, слушателей, поклонников эстрады.
В немалой степени ее поддерживает сформированное
представление о приоритете запросов населения в услугах учреждений культуры, привычка к социальной уравнительности, к почитанию коллективного выше индивидуального, личного.
За 1985-1995 и последующие годы набрала силу и стала едва ли не полноправной составной частью
культуры России западная, по преимуществу американская культура.
Ее носителями является определенная часть скорее городской молодежи и предприниматели, «новые русские», которые довольно индифферентны к духовным и интеллектуальным ценностям, руководствуются установками на получение удовольствия от жизни, причем немедленно и любой ценой, на особую престижность материального достатка, обеспечи


[стр.,109]

109 вающего владение недоступным другим имуществом, возможностью путеше( ствий, экзотического отдыха и т.п.
Продукция этой западной культуры зачастую занимает весьма заметное место в бюджете свободного времени «среднего» россиянина, поскольку «мыльные» оперы, эстрадные концерты и т.п.

соГ ставляют львиную долю телевизионных трансляций.
Наконец, в культуру общества вошла, благодаря телевидению, отдельным издательствам маргинальная культура социальных «низов» от «блатного» стиля криминальных кланов до мистико-оккультных субкультур отечественного и западного происхождения.
Все эти типы культур сосуществуют, отвоевывая себе жизненное пространство, и чем больших «успехов» добьются два последних типа, тем более \ трудной и напряженной должна быть в будущем работа государства, интеллигенции
по искоренению подобных рецидивов.
Наличие нескольких типов культуры в России весьма заметно и при анализе ее применительно к отдельным типам поселений.
Так, процесс функционирования культуры по ряду причин, в том числе и культурного свойства (сокращение сети учреждений культуры, числа специалистов в них, уход из отрасли наиболее талантливых руководителей, а также переориентация органов управления культурой) привели к упрощению, «тривиализации» по терминологии ученых жизни на селе.
Это выразилось в видимой смене одних эстетических идеалов другими, в засилии образцов маесовой культуры, в эротизации искусства, «приходящего» на село через средства массовой информации, западное кино.
Опасность таких перемен состоит в возможной серьезной деформации национальной культуры и национального самосознания под натиском экспансии ценностей культуры Запада.
Те же тенденции имеют место и в городах.
К сожалению, высокое профессиональное искусство все больше вытесняется коммерческим, обнаруживает себя тенденция к снижению образовательного уровня населения, особенно из социально уязвимых слоев, и другая тенденция, состоящая в признаках

[Back]