Проверяемый текст
Денисенко, Иван Федорович; Взаимодействие политической элиты и элиты культуры в политическом процессе современной России (Диссертация 2001)
[стр. 150]

лигенции по искоренению подобных рецидивов.
Наличие нескольких типов
духовной культуры в России весьма заметно и при анализе ее применительно к отдельным типам поселений.
Так, процесс функционирования культуры по ряду причин, в том числе и культурного свойства (сокращение сети учреждений культуры, числа специалистов в них, уход из отрасли наиболее талантливых руководителей, а также переориентация органов управления культурой) привели к упрощению,
<арйЖализаций>> по терминологии учёных"-~жизни на~сёле.
Это выразилось в видимой смене одних эстетических идеалов другими, в засилии образцов
массовой культуры, в эротизации искусства, «приходящего» на село через средства массовой информации, западное кино.
Опасность таких перемен состоит в возможной серьезной деформации национальной культуры и национального самосознания под натиском экспансии ценностей культуры Запада.
Те же тенденции имеют место и в городах.
К сожалению, высокое профессиональное искусство все больше вытесняется коммерческим, обнаруживает себя тенденция к снижению образовательного уровня населения, особенно из социально уязвимых слоев, и другая тенденция, состоящая в признаках
размежевания культуры для элиты, «новых русских» и культуры для широких народных масс.
Весьма ощутимо уменьшение числа учреждений культуры и объема услуг, предлагаемых ими людям, сокращение капиталовложений в культуру, усиление отчужденности многих от отечественного и мирового культурного наследия.
Такова плата культуры за неумелое вступление страны на путь рыночной экономики.
Обозначенные качественные характеристики находят вполне наглядное отражение в количественных показателях, фиксируемых в цифрах социально-культурной статистики.
Приведем основные
(см.
табл.
16)'.
1 Российский статистический ежегодник.
1998.
M., 1998.
[стр. 109]

109 вающего владение недоступным другим имуществом, возможностью путеше( ствий, экзотического отдыха и т.п.
Продукция этой западной культуры зачастую занимает весьма заметное место в бюджете свободного времени «среднего» россиянина, поскольку «мыльные» оперы, эстрадные концерты и т.п.
соГ ставляют львиную долю телевизионных трансляций.
Наконец, в культуру общества вошла, благодаря телевидению, отдельным издательствам маргинальная культура социальных «низов» от «блатного» стиля криминальных кланов до мистико-оккультных субкультур отечественного и западного происхождения.
Все эти типы культур сосуществуют, отвоевывая себе жизненное пространство, и чем больших «успехов» добьются два последних типа, тем более \ трудной и напряженной должна быть в будущем работа государства, интеллигенции по искоренению подобных рецидивов.
Наличие нескольких типов
культуры в России весьма заметно и при анализе ее применительно к отдельным типам поселений.
Так, процесс функционирования культуры по ряду причин, в том числе и культурного свойства (сокращение сети учреждений культуры, числа специалистов в них, уход из отрасли наиболее талантливых руководителей, а также переориентация органов управления культурой) привели к упрощению,
«тривиализации» по терминологии ученых жизни на селе.
Это выразилось в видимой смене одних эстетических идеалов другими, в засилии образцов
маесовой культуры, в эротизации искусства, «приходящего» на село через средства массовой информации, западное кино.
Опасность таких перемен состоит в возможной серьезной деформации национальной культуры и национального самосознания под натиском экспансии ценностей культуры Запада.
Те же тенденции имеют место и в городах.
К сожалению, высокое профессиональное искусство все больше вытесняется коммерческим, обнаруживает себя тенденция к снижению образовательного уровня населения, особенно из социально уязвимых слоев, и другая тенденция, состоящая в признаках


[стр.,110]

110 размежевания культуры для элиты, «новых русских» и культуры для широких I народных масс.
Весьма ощутимо уменьшение числа учреждений культуры и объема услуг, предлагаемых ими людям, сокращение капиталовложений в культуру, усиление отчужденности многих от отечественного и мирового культурного наследия.
Такова плата культуры за неумелое вступление страны на путь рыночной экономики.
Обозначенные качественные характеристики находят вполне наглядное отражение в количественных показателях, фиксируемых в цифрах социальнокультурной статистики.
Приведем основные1(см.

табл.
1-3).
Таблица 1 показатели культуры (на • 1970 1990 1992*1 1997 Число профессиональныхтеатров 310 382 421 506 Число посещенийтеатров: млн 69,8 55,6 44,2 27,7 Число музеев 582 1315 1425 1871 Число посещений музеев: МЛН 64,8 144,0 95,0 69,6 всреднемна 1000населения 497 971 639 475 Число учреждений культуры клубного типа, тыс.Л 78,7 73,2 66,0 57,4 щ Число массовыхбиблиотек, тыс.
61,6 62,6 57,2 52,9 вних книг ижурналов: млнэкз.
733 1155 1063 1069 всреднемна 1000населения, экз.
5607 7773 7153 7309 Годовой тираж журналов и других периодических изданий млнэкз.
2060 5010 925 520 всреднемна 1000населения, экз.
15800 33786 6220 3533 Разовыйтиражгазет МЛН экз.
94 166 144 125 всреднемна 1000населения, экз.
721 1164 969 850 Число киноустановок сплатнымпоказом, тыс.
96,7 77,2 68,2 ч 28,8 Число посещений киносеансов, млн 2804 1609 1323 40 Число посещений киносеансов всреднемнаодного 22 11 9 0,3 жителя 1 См.: Российский статистический ежегодник.
1998.
М.
1998.
*

[Back]