культуры. Место прежней основной диспозиции ценностей: «советские (социалистические) западные (буржуазные)» заняла диспозиция «почвеннические либеральные», которая по ряду параметров и составу участников их разделяющих воспроизвела прежнюю диспозицию. Что касается взаимоотношений элиты культуры и современной политической элиты, то следует предложить три основные модели их взаимодействия: «патронаж», «конфликт», «партнерство». В качестве подвида партнер"ской" модели "можно выделить такж€^<с^Ш<Шую>Г^№}\е11ъ, когда часть куль7 турной элиты, несколько дистанцируясь от власти, работает на заказ. Она как бы индефферентна к политическим ориентирам, а обслуживает тех, кто заплатит. Вместе с тем, наряду с таким конформообразным отношением, часть элиты демонстрирует свою самостоятельность и идейную ориентированность. Она претендует на роль самостоятельного субъекта политического влияния, с которым можно войти в альянс родственной бюрократической или политической группе. О наличии таких реальных позиций свидетельствуют данные наших исследований. На вопрос: «Как бы Вы оценили характер взаимоотношений политико-административной и культурной элиты в регионе?», были получены следующие ответы (см. табл. 19). Таблица 19 Вся элита Члены творч. союзов Адм. элита 1. Культурная элита низведена в регионе до уровня просителя. О ней вспоминают лишь при приближении предвыборных кампаний 37,3% 42,8% 38,4% 2. Культурная элита погружена в проблемы выживания и оживляется лишь при появлении возможностей «выбить» заказ, дополнительное финансирование. Этим и примечательно ее взаимодействие с администрацией 32,5% 64,3% 43,6% 3. Руководство региона ценит культурную элиту, но полагает, что политические решения могут приниматься и без учета ее мнения 25,3% 14,7% 1 5,4% 4. Руководители региона считают культурную элиту своим партнером, регулярно обсуждают с ней назревшие проблемы 3,6% с 2,6% 5. Затрудняюсь ответить 6% |
116 Второе фундаментальное изменение касается новой мировоззренческой диспозиции, которая сложилась за последние годы в сознании элиты культуры. Место прежней основной диспозиции ценностей: «советские (социалистические) западные (буржуазные)» заняла диспозиция «почвенническоконсервативные либеральные», которая по ряду параметров и составу участников их разделяющих воспроизвела прежнюю диспозицию. Что касается взаимоотношений элиты культуры и современной политической элиты, то следует предложить три основные модели их взаимодействия: «патронаж», «конфликт», «партнерство». В качестве подвида партнерской модели можно выделить также «сервисную» модель, когда часть культурной элиты, несколько дистанцируясь от власти, работает на заказ. Она как бы индефферентна к политическим ориентирам, а обслуживает тех, кто заплатит. Вместе с тем, наряду с таким конформообразным отношением, часть элиты демонстрирует свою самостоятельность и идейную ориентированность. Она претендует на роль самостоятельного субъекта политического влияния, с которым можно войти в альянс родственной бюрократической или политической группе. О наличии таких реальных позиций свидетельствуют данные наших исследований. На вопрос: «Как бы Вы оценили характер взаимоотношений поч литико-административной и культурной элиты в регионе?», были получены следующие ответы (см. табл. 7). 117 Таблица 7 Вся элита Члены творч. союзов Адм. элита 1. Культурная элита низведенаврегионедоуровня просителя. О нейвспоминают лишьпри приближении предвыборныхкампаний 37,3% 42,8% 38,4% 2. Культурнаяэлита погружена впроблемывыживания и оживляетсялишь при появлении возможностей «выбить» заказ, дополнительное финансирование. Этим и примечательно еевзаимодействиес администрацией 32,5% 64,3% 43,6% 3. Руководство регионаценит культурную элиту, но полагает, что политические решениямогут приниматься и безучета еемнения 25,3% 14,7% 15,4% 4. Руководители регионасчитают культурную элиту своимпартнером, регулярно обсуждают сней назревшиепроблемы 3,6% 2,6% 5. Затрудняюсь ответить 6% Любопытны также ответы на вопрос о мерах поддержки и развития элиты культуры. Среди этих мер предлагаются следующие (см. табл. 8). Таблица 8 Вся элита Члены творч. союзов Адм. элита 1. Значительноувеличить государственную и муниципальную поддержку 62,6% 42,8% 92% 2. Выработатьнафедеральномирегиональномуровнях целенаправленнуюкультурную политику 45,7% 35,7% 80% 3. Усилить поддержку и активизироватьдеятельность творческих союзов 21,6% 50% 9% 4. Ввести систему государственных стипендий, поддерживающих наиболееталантливыхдеятелей 27,7% 7,1% 15% 4 культуры и искусства . |