Проверяемый текст
Денисенко, Иван Федорович; Взаимодействие политической элиты и элиты культуры в политическом процессе современной России (Диссертация 2001)
[стр. 159]

тельного диалога правительства Москвы с культурной элитой, «роста уважения к культурной элите со стороны властных структур столицы»1 .
Приведенные данные указывают на значительное снижение общего социально-политического тонуса и гражданского пафоса элит культуры
и интеллектуальной элиты в целом в современной России.
Это связано как с общей обстановкой разобщенности и усталости в стране, так и разочарованием предшествующего десятилетнего опыта «хождения во власть»
интеллектуа л е н * элиты.
В настоящее время свою гражданскую и социально-политическую активность
интеллектуальная элита реализует весьма разными способами: как идя на сотрудничество с властью, так и становясь в привычную контрэлитную позицию оппонента властей.
Столь значительные подвижки во взаимоотношениях политической и
интеллектуальной элит и существующие возможности в условиях реформируемого российского общества обусловили и разнообразие форм участия этой элиты в политическом и духовных процессах.
С нашей точки зрения элита представляет профессиональные, гражданские, идеологические позиции прежде всего своим участием в научной, культурной и образовательной политике.
Дело в том, что именно в этих сферах политики реализуются как социальный и государственный заказы, так и механизмы влияния интеллигенции на политическую элиту и население.
Следует также подчеркнуть, что характер и тип
научной, культурной и образовательной политики либо позволяют в полной мере реализовать возможности интеллектуальной элиты, либо в дозируемых и контролируемых пределах.
В свое время известный французский социолог и культуролог А.
Моль подчеркивал: «Власть творческой интеллигенции может
быть лишь расплывчатой, скрытой, поскольку она может осуществляться только после воплощения в действительность...
Творческий интеллигент никем не руководит, никому ничего не предписывает и не отдает
1 См.: Элиты Москвы: социальное самочувствие, отношение к реформам в стране и городе.
С.
54.
[стр. 121]

121 ничащее с кризисом идентичности, нарастание ощущения социального дискомфорта, неудовлетворенность слабым использованием властями потенциала элит.
Авторы подчеркивают необходимость продуктивного положительного диалога правительства Москвы с культурной элитой, «роста уважения к культурной элите со стороны властных структур столицы»1.
Приведенные данные указывают на значительное снижение общего социально-политического тонуса и гражданского пафоса элит культуры
в современной России.
Это связано как с общей обстановкой разобщенности и усталости в стране, так и разочарованием предшествующего десятилетнего опыта «хождения во власть»
элиты культуры.
В настоящее время свою гражданскую и социально-политическую активность
элита культуры реализует весьма разными способами: как идя на сотрудничество с властью, так и становясь в привычную контрэлитную позицию оппонента властей.
Столь значительные подвижки во взаимоотношениях политической и
культурной элит и существующие возможности в условиях реформируемого российского общества обусловили и разнообразие форм участия элиты культуры в политическом и культурном процессах.
С нашей точки зрения элита культуры представляет профессиональные, гражданские, идеологические позиции прежде всего своим участием в культурной политике.
Дело в том, что именно в сфере культурной политики реализуются как социальный и государственный заказы, так и механизмы влияния художественной интеллигенции на политическую элиту и население.
Следует также подчеркнуть, что характер и тип
культурной политики либо позволяют в полной мере реализовать возможности элиты культуры, либо в дозируемых и контролируемых пределах.
В свое время известный французский социолог и культуролог А.
Моль подчеркивал: «Власть творческой интеллигенции может
1См.: Элита Москвы: социальное самочувствие, отношение к реформам в стране и городе.
С.
54.


[стр.,122]

122 быть лишь расплывчатой, скрытой, поскольку она может осуществляться только после воплощения в действительность...
Творческий интеллигент никем не руководит, никому ничего не предписывает и не отдает
никаких приказаний.
Он не выходит за пределы социометрического цикла, огромная инерция которого маскирует действие идей, им порождаемых»1.
Все это так, но в экономической деятельности примерно те же особенности, хотя может быть гораздо быстрее срабатывают механизмы влияния.
Но действуют они тоже в рамках определенной экономической политики.
В связи с этим есть смысл более детально проанализировать особенности культурной политики.
Развернутую характеристику культурной политики находим у А.Я.
Флиера.
Он справедливо, на наш взгляд, разделяет собственно культурную политику и оперативное управление текущими культуротворческими процессами на два разных уровня стратегии и тактики управленческой деятельности.
Такая методологическая установка обеспечила исследователю плодотворное продвижение в анализе феномена, разграничении целей, задач, методов, инструментов культурной политики.
Культурную политику А.
Флиер определяет как «совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социо-культурной модернизации общества и структурным реформам, по всей системе культуропроизводящих институтов, как систему новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное как осмысленную корректировку общего 2 СОДЕРЖАНИЯ отечественной культуры» .
1Моль А.
Социодинамика культуры.
М.
1973.
С.
358.
2 Флиер А.Я.
О новой культурной политике России // Общественные науки и современность.
1994.
№5.
С.
14.

[Back]