Проверяемый текст
Денисенко, Иван Федорович; Взаимодействие политической элиты и элиты культуры в политическом процессе современной России (Диссертация 2001)
[стр. 43]

3) идеологические интеллектуалы, использующие ценности и идеи для защиты или критики существующих институтов и занятые в поединке идей1 .
Позже, в работе «Социальные рамки информационного общества» он отмечал:
«В постиндустриальном обществе элита это элита знающих людей.
Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью исследовательских организаций, университетов и т.п., но вГмире
большой политики она обладает не более чем влиянием...
В этой связи крайне преувеличенной представляется идея о том, что «элита знания» может стать новой элитой власти.
Что, однако, верно, так это то, что в современном обществе растет эгалитаризм, чему в большей мере содействуют различные группы «элиты знания», особенно молодежной.

В целом современное общество состоит из множества образований, вследствие этого появляется и множество элит, так что их координация становится все более сложной
проблемой»2 .
В последующем, схематизм и неполнота представлений о роли научно-технической интеллигенции в процессах управления обществом, ее политические амбиции не вполне оправдались.
Власть капитала и бюрократии оказались сильнее надежд интеллигенции на достижение паритета по отношению к власти.

Однако действие тенденции меритократизации и интеллектуализации элит дало все же свои плоды как на теоретическом уровне, так и в социальной практике.
Последующие изменения оценки роли интеллигенции в современном западном обществе, переориентация на более трезвый и взвешенный подход были связаны не только с идейно-теоретической переориентацией ведущих западных теоретиков от более либеральной к более консервативной позиции.
Она имела также и свою глубокую основу, коренящуюся в некоторых процессах, происходивших в западном обществе.
80-е годы — это годы не вполне стабильного экономического положения стран Запада, обострения социальных, экологических кон'
Там же.
Р.
183.
1 Bell D.
The Social Framework of the Information Society.
Oxford, 1980.
[стр. 25]

25 школах, университетах); 7) новые рабочие сферы развлечений: репортеры, журналисты1.
Как видим, Белл выделяет новый класс по профессиональному признаку.
Он включает в него так называемый «старый новый класс», т.е.
менеджеров и бюрократов.
Белл не отказывается полностью от старой, идущей еще от Дж.
Бернхема, версии нового класса, в который включались управляющие и бюрократы.
Все эти группы, выделенные Беллом, не только отличаются друг от друга, но каждая группа внутренне дифференцирована.
Такая схема нового класса предстает из структурно-функциональной сетки анализа.
В сетке культурно-политических категорий Белл выделяет три группы: 1) клерикалы, последователи ортодоксии в обществе, в старом смысле термина, истеблишмент; 2) политические интеллектуалы.
Специалисты, консультанты, критикующие правящую элиту и правительство, использующие свои знания в политических целях; 3) идеологические интеллектуалы, использующие ценности и идеи для защиты или критики существующих институтов и занятые в поединке идей2.
Позже, в работе «Социальные рамки информационного общества» он отмечал:
устриальном обществе знающих Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью исследовательских организаций, университетов и т.п., но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием...
В этой связи крайне преувеличенной представляется идея о том, что «элита знания» может стать новой элитой власти.
Что, однако, верно, так это то, что в современном обществе растет эгалитаризм, чему в большей мере содействуют различные группы «элиты знания», особенно молодежной.

1Bell D.
The coming of post-industrial society.
N.Y.
1973.
P.
182.
2 Там же.
P.
183.


[стр.,26]

26 В целом современное общество состоит из множества образований, вследствие этого появляется и множество элит, так что их координация становится все более сложной проблемой»1.
80-е годы не вполне оправдали надежд технократических теоретиков на технику как панацею всех социальных противоречий.
Схематизм и неполнота представлений научно-технической интеллигенции о процессах управления обществом, ее политические амбиции не оправдались.
Власть капитала и бюрократии оказались сильнее надежд интеллигенции на достижение паритета по отношению к власти.

Что способствовало охлаждению к либералистским концепциям.
Специфика нео-консервативной концепции интеллигенции (а ее разделяют многие видные социологи — Д.
Белл, И.
Кристол, С.
Липсет, Д.
Мойнихен, Н.
Погорец.
М.
Новак и др.)2выразилась прежде всего в том повороте от оптимистической оценки роли интеллигенции, доминировавшей среди западных теоретиков в течение 50-80-х гг.
к оценке пессимистической и в определенной степени у некоторых авторов негативной.
В условиях такой «стабилизационной» переориентации к концепции интеллигенции добавился ряд новых моментов.
Среди них на первом плане оказались характерные для неоконсерватизма требования политико-идеологического и моральноценностного порядка.
Изменение оценки роли интеллигенции в современном западном обществе было связано не только с идейно-теоретической переориентацией ведущих западных теоретиков от более либеральной к более консервативной позиции.
Она имела также и свою глубокую основу, коренящуюся в некоторых процессах, происходивших в западном обществе.
80-е годы это годы не вполне стабильного экономического положения стран Запада, обострения социальных, экологических конфликтов,
поисков новых стратегий социального развития.
Период упований на возможности науки и техники, ориентации на знающую, профессиональную элиту закончился.
Наряду с неоконсервативным анализом положения интеллигенции в 1Bell D.
The Social Framework o f the Information Society.
Oxford.
1980.

2 См.: Новая технократическая волна на Западе.
М 1986.

[Back]