Проверяемый текст
Денисенко, Иван Федорович; Взаимодействие политической элиты и элиты культуры в политическом процессе современной России (Диссертация 2001)
[стр. 48]

жеры, ученые, эксперты), к концу века приобретают массовидный характер.
В связи с этим изменяется вся среда внутрисоциального взаимодействия и обмена.
В
итоге в современной западной социологической литературе отмечена в качестве основнрй тенденция перехода от материалистических к постматериалистическим ценностям.
Имеется в виду характерная для постиндустриального общества черта в смещении массового потребления от товаров к информации и услугам: :
Что в итоге заставляет не только иначе понимать и определять элиты и их социально-политическую роль в обществе, но и видеть в современных элитологических подходах важное междисциплинарно-проблемное образование, синтезирующее современные социологические и политологические исследования.
Анализ основных положений политической элитологии классического и современного периода, а также обобщение опыта адаптации элитологии к российским условиям позволяют в итоге сформулировать основные принципы элитологии.
Ряд из них уже формулировался в работах А.В.
Понеделкова и в совместных публикациях А.В.
Понеделкова и A.M.
Старостина1 .
За прошедшее время были накоплены новые наблюдения, что позволяет значительно обновить и расширить состав данных методологических принципов.
Отнесем к ним следующие.
Система объективных факторов, обусловливающих дальнейшее развитие и даже рост элитарных факторов, в социальном развитии и составляет содержание принципа социальной и антропологической детерминации элит.
К этим факторам следует отнести: 1) антропологическое неравенство неодинаковые способности и склонности людей к управленческой, в том числе и политикоуправленческой деятельности, объективно обусловливающее дифференциа1 См.: Понеделков А.В.
Элита.
Ростов и/Д, 1995.
С.
148-151; Понеделков A.B..
Старостин A.M.
Введение в политическую элитологию.
Ростов н/Д, 1998.
С.
17-21.
[стр. 38]

38 тическом обществе.
Иными словами, взаимоотношения политической элиты и интеллектуальных элит, которые все более опосредуются сложными духовносимволическими и информационными средствами, системно преобразуют не только субъект, но и объект политического управления.
Изменения, которые касались в 30-е-40-е годы отдельных элитных и околоэлитных групп (менеджеры, ученые, эксперты), к концу века приобретают массовидный характер.
В связи с этим изменяется вся среда внутрисоциального взаимодействия и обмена.
В
современной западной социологической литературе отмечена в качестве
основной тенденция перехода от материалистических к постматериалистическим ценностям.
Имеется в виду характерная для постиндустриального общества черта в смещении массового потребления от товаров к информации и услугам.

Следует подчеркнуть, что эта тенденция подготовлена предшествующим периодом развития «массового общества».
Значимость этого этапа для западного общества очевидна.
Что касается постсоветской России, то, вероятно сам процесс радикальных социальных преобразований связан с формированием потребностей перехода к этапу «массового общества».
Да и наблюдаемые в связи с этим проявления в развитии культуры и изменения в социальной роли элит культуры во многом объяснимы данной тенденцией.
Рассмотрим этот аспект более детально.
Термином массовое общество обозначают подлинно новое качество в истории человеческого общества.
Им определяют новый общественный строй, складывавшийся между двумя мировыми войнами и по окончании второй мировой войны ставший вполне осязаемой реальностью.
Этот новый тип общества установился в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Нидерландах и странах Северной Европы, в Австрии, Японии и прежде всего в США.
Менее очевидно и более фрагментарно его черты проявились в Восточной и Центральной Европе.
Они наметились также в странах Азии и Африки.

[Back]