Проверяемый текст
Воронов, Вячеслав Алексеевич; Феномен теневой власти в современном политическом процессе России (Диссертация 2002)
[стр. 68]

Более того, как полагает известный отечественный историк и политолог профессор Ю.Н.
Афанасьев, попытки восприятия российских политических реалий в обычной нормативной сетке понятий («государство», «парламент», «прокуратура», «суд», «экономика», «рынок», «гражданское общество» и т.п.) способствуют не прояснению и пониманию российской действительности, а лишь запутывают суть дела1 .
В России,
как полагает Ю.Н.
Афанасьев и мы в этом с ним солидарны, и по сей день существует «реальность «нормативная» и реальность «на самом деле», «теневая».
Онтологически, то есть в жизни, дано и то, и другое, представлены обе эти реальности, ими обеими живет человек.
Но следует постоянно иметь в виду, что данности в жизни всегда, или почти всегда, существуют раздвоенными на реальность
«нормативную», декларируемую, доктринальную и реальность «теневую», фактическую, скрываемую.
Если забыть об этом, если не видеть, что это
все-таки не одна, а две разные реальности, трудно или просто невозможно адекватно воспринимать и происходящее здесь в действительности, и современные тексты о России, в которых нашу действительность пытаются воспроизвести.
Без учета подобной онтологической раздвоенности и без того темная (в смысле непроясненная) «русская проблема» покрывается совсем уж сплошным, черным
мраком»2 .
Как видим, у Ю.Н.
Афанасьева амбивалентность «нормативного» и «теневого» в российской действительности возводится до статуса методологического принципа в историческом, политологическом и социологическом познании.

И на то есть весьма существенные основания.
Они, на наш взгляд, заключаются прежде всего в том, что российское общество, несмотря на модсрнизационные процессы, в основном реализованные в советский период, во многом осталось традиционным обществом.
Советская система, способст1 См.: Ю.Н.
Афанасьев.
Опасная РОССИЯ.
Традиции самовластья сегодня.

2001.
С.
15-16.
' Там же.
[стр. 24]

24 мена одной легальной формы власти на другую ту, которая находится пока в оппозиции или в тени.
При рассмотрении различных проявлений теневой политической власти, на наш взгляд, к ним вполне применим уровневый подход.
Иными словами можно говорить о теневых политических субъектах разного уровня: надгосударственного (транснационального) или глобальном, макрорегиональном, государственном, микрорегиональном, местном.
Российская действительность в ее историческом и современном ракурсах весьма богата многообразными проявлениями феномена теневой власти.
Можно сказать, что такая «предрасположенность» заложена и в ее истории (неоднократные периоды жизни под «пятой» и в «смуте») и в ее геополитическом положении в качестве буфера на перекрестии различных цивилизаций, обязывающем к своеобразному двоемыслию и компромиссам и постоянно испытываемом открытом и подспудном давлении с разных сторон.
Такая историческая и геополитическая обусловленность способствовала формированию закрытого общества, культивированию «византизма» в политике и идеологии1.
Без учета этого российского своеобразия не удается понять и ее сегодняшние реалии.
Более того, как полагает известный отечественный историк и политолог профессор Ю.Н.
Афанасьев, попытки восприятия российских политических реалий в обычной нормативной сетке понятий («государство», «парламент», «прокуратура», «суд», «экономика», «рынок», «гражданское общество» и т.п.) способствуют не прояснению и пониманию российской действительности, а лишь запутывают суть дела.
В России
и по сей день существует «реальность “нормативная” и реальность “на самом деле”, “теневая».
Онтологически, то есть в жизни, дано и то, и другое, представлены обе эти реальности, ими обеими живет человек.
Но следует постоянно иметь в виду, что данности в жизни всегда, или почти всегда, существуют раздвоенными на реальность
1См.: История России в вопросах и ответах (Составитель С.А.
Кислицын).
Ростов н/Д., 2001.
С.
156-166.


[стр.,25]

25 «нормативную», декларируемую, доктринальную и реальность «теневую», фактическую, скрываемую.
Если забыть об этом, если не видеть, что это
всеразные реальности ватно воспринимать и происходящее здесь в действительности, и современные тексты о России, в которых нашу действительность пытаются воспроизвести.
Без учета подобной онтологической раздвоенности и без того темная (в смысле непроясненная) «русская проблема» покрывается совсем уж сплошным, черным
мраком»1.
Как видим, у Ю.Н.
Афанасьева амбивалентность «нормативного» и «теневого» в российской действительности возводится до статуса методологического принципа в историческом, политологическом и социологическом познании.

В этой связи имеет смысл более обстоятельно проанализировать тенденции «теневизации» российской действительности, которые не ослабли в период реформ 90-х годов XX века.
Напротив, переходные процессы, растормозившие многие отношения, находившиеся под контролем государства в советский период, способствовали углублению теневизации во всех основных сферах жизни общества: политике, экономике, духовной сфере, социальных ь отношениях.
Остановимся на более подробном анализе данной тенденции.
За последнее десятилетие сфера теневых отношений в России заметно расширилась.
Сегодня теневое поведение наблюдается не только в экономике, но и во множестве неэкономических сфер в политической системе, в сфере правопорядка, в армии, в СМИ, в сферах образования, здравоохранения, культуры и науки, в межнациональных и межрегиональных отношениях и т.д.
Не будет преувеличением считать, что теневые процессы наблюдаются во всех «порах» общества, причем как на макро-, так и на микроуровне.
Естественно, что эти процессы весьма разнообразны по многим характеристикам.
Одно дело теневая политика: теневое проталкивание важнейших 1Афанасьев Ю.Н.
Опасная Россия.
Традиции самовластья сегодня.

М., 2001.
С.
15-16.

[Back]