Проверяемый текст
Воронов, Вячеслав Алексеевич; Феномен теневой власти в современном политическом процессе России (Диссертация 2002)
[стр. 71]

В условиях первой половины 80-х гг.
«либералам» из правящей элиты не нужно было искать модель реформ самим.
Концепции, обсуждаемые в неформальных кругах общественности, фокусировались и формулировались диссидентской средой, затем проникали в «либеральные» круги научной и творческой элиты, советников правящей элиты (экспертов), а от них в
адаптированном виде к «реформистам» в правящей группе.
Таким образом, общественность СССР, пусть и косвенным образом, сыграла важную роль в том
_ ~ выб"оре7который"б'ьпгсделан~в ~1985т: Для понимания внутренней (теневой) стороны данных политических процессов, которые, несомненно имели весьма завуалированный и камуфлированный характер, можно использовать хороший образ, предложенный в свое время известным английским писателем Г.
Оруэллом в его знаменитой
антиутопии «1984» образ «внутренней» и «внешней» партии.
Как полагает профессор А.С.
Панарин', апеллирующий к этому образу, наряду с подспудными процессами в нашей стране, наблюдался еще важный процесс международного взаимодействия части западной и советской элиты.
Фактически по обе стороны железного занавеса формировались наряду с «внешней» партией, ведущей диалоги с общественностью, свои «внутренние» партии, лучше осведомленные о подоплеке глобального конфликта и таящихся в нем внутриполитических дивидендах.
Со временем языки «внешней» и «внутренней» партии становились все менее взаимопереводимыми.
«Внешняя» партия, занятая демонстрационными эффектами, бранила внешнего противника и льстила собственному обывателю, внушая ему представления о завидности его положения но сравнению с положением населения противной стороны.
«Внутренняя» партия все более дистанцировалась от собственного обывателя, находя все больше сходства между политическими заботами официального противника и своими собственными2 .
'
См.: Панарин Л.С.
Искушение глобализмом.
М..
2000.
С.
36 1 Там же.
[стр. 89]

89 Либерально-западнический «анклав модернизации», консервативноавторитарное почвенничество и алиавторитарный социализм, несмоненно проецировались и способствовали образованию соответствующих «групп ф *критериев» в правящей элите.
В результате к 1985 г.
образовались две социально-политические коалиции: первая «реформаторская», вторая «консервативная».
Лидером первой группировки был М.
Горбачев.
Вторую возглавляли Н.
Тихонов и Г.
Романов.
О подготовке кандидатуры Г.
Романова в качестве преемника Л.И.
Брежнева на Западе знали давно.
Об этом, в частности, говорит в своих мемуарах бывший Президент Франции Жискар д’Эстен1.
Он пишет: «А когда...
Михаил Горбачев, придя к власти, положил конец и так уже ограниченным функциям Романова, я сказал себе, что его поступок объясняется желанием устранить одного из тех, кто мог стать его потенциальным соперником в сложном и рискованном по своим возможным результатам процессе модернизации Советского Союза»2.
В условиях первой половины 80-х гг «либералам» из правящей элиты не нужно было искать модель реформ самим.
Концепции, обсуждаемые в неформальных кругах общественности, фокусировались и формулировались диссидентской средой, затем проникали в «либеральные» круги научной и творческой элиты, советников правящей элиты (экспертов), а от них в
адаптирован-►* ном виде к «реформистам» в правящей группе.
Таким образом общественность СССР, пусть и косвенным образом, сыграла важную роль в том
выборе, который был сделан в 1985 г.
Для понимания внутренней (теневой) стороны данных политических процессов, которые, несомненно имели весьма завуалированный и
камуфли(■ рованный характер, можно использовать хороший образ, предложенный в свое время известным английским писателем Г.
Оруэллом в его знаменитой
Валери Жискар д’Эстен.
Власть и жизнь.
М., 1990.
2 Там же.
С.
136.


[стр.,90]

90 антиутопии «1984» образ «внутренней» и «внешней» партии.
Как полагает профессор А.С.
Панарин1, апеллирующий к этому образу, наряду с подспудными процессами в нашей стране, наблюдался еще важный процесс международного взаимодействия части западной и советской элиты.
Фактически по обе стороны железного занавеса формировались наряду с «внешней» партией, ведущей диалоги с общественностью, свои «внутренние» партии, лучше осведомленные о подоплеке глобального конфликта и таящихся в нем внутриполитических дивидендах.
Со временем языки «внешней» и «внутренней» партии становились все менее взаимопереводимыми.
«Внешняя» партия, занятая демонстрационными эффектами, бранила внешнего противника и льстила собственному обывателю, внушая ему представления о завидности его положения но сравнению с положением населения противной стороны.
«Внутренняя» партия все более дистанцировалась от собственного обывателя, находя все больше сходства между политическими заботами официального противника и своими собственными.

Внутренние» партии все более проникались осознанием внешних, глобальных предпосылок внутриполитической стабильности, связанных с милитаризацией общественной жизни и конфронтационным мышлением, тогда как «внешние», публичные партии мыслили более провинциально и традиционно.
Иезуитская изобретательность и «проницательность» «внутренних» партий все больше противопоставляла их широкой общественности собственных стран и как-то не вольно и незаметно сближала с противником «внутренней» партией другого лагеря.
В диалоге друг с другом партнеры чувствовали себя настоящими профессионалами, противостоящими дилетантизму публичных политиков.
Само собой разумеется, что контингент «внутренних» партий в основном составляли мозговые центры спецслужб.
Спецслужбы стран участниц, холодной воины противостояли друг другу, но не могли не замечать, что «по 1См.: Панарин А.С.
Искушение глобализмом.
М., 2000.
С.
36.

[Back]