Проверяемый текст
Никитина, Анастасия Евгеньевна. Правовое регулирование биомедицинских технологий : Теоретико-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 104]

преобладание в правовой системе того или иного взгляда может быть обусловлено не только его распространенностью среди граждан страны, но и предпочтениями государства в лице одного человека или группы людей, то есть искусственно навязываемой государственной идеологией.
При отсутствии в стране (у народа) правовой системы, или в случае
ее чрезмерной казуистичности, универсальные представления о человеке латентно содержатся в философской или (скорее) в религиозной традициях, которые определяют общую политику страны и конкретное поведение каждого из граждан.
В целях обозначения человеческой
личноста в международном и российском законодательстве употребляются термины «человек», «человеческое существо», «член человеческой семьи», «лицо» («каждый»).
При этом
объем понятия этих терминов не раскрывается.
Если обратиться к современному российскому законодательству, можно сделать следующие выводы об общегосударственном понимании человека.
Согласно Гражданскому кодексу (ст.
1, гл.
3 и т.
д.), человек это физическое существо, то есть природное (от греческого physis природа), материальное,
органическое живое тело, имеющее начало рождение и конец смерть.
Об этом также говорят положения Уголовного кодекса РФ ,
ф например статьи об убийстве (ст.
105-110), причинении телесных повреждений (ст.
111,112) и т.
п.

104 1Всеобщая декларация 1948 г.
// Международные акты о правах человека.
М.: Изд.
группа НОРМА-ИНФРАМ, 1999.
С.
39; Конвенция о правах
ребенка от 20 ноября 1989 г.
// Там же.
С.
307 и др.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации.
Ч.
I //
СЗ РФ.
1994.
№ 32.
Ст.
3301; 1996.
№ 5.
Ст.
410.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 1 января 1997 г.
// СЗ РФ.
1996.
№ 25.
Ст.
2954.
[стр. 72]

При этом отрицалась идея иерархии прав человека, и, в то же время, утверждалась святость человеческой жизни и права, обеспечивающего её защиту .
Важное значение в целях настоящего исследования имеет идея общечеловеческого измерения.
Обращалось внимание на необходимость переосмысления привычной связи между природой и обществом, биологическим и социальным, материальным и духовным, о важности выработки единого целостного видения мира и человека в мире с учётом новейших естественно-научных открытий и идеи естественного права .
Однако, до настоящего момента проблема определения «сущности и назначения человека» всё же в основном остаётся в сфере внимания философии, богословия и медицины.
В юридической доктрине человек, как правило, рассматривается лишь как некий носитель прав и обязанностей.
По выражению П.Деларова «понятие личности обрисовывается понятием суммы принадлежащих ей частных субъективных прав, притом приобретённых и не приобретённых (в техническом смысле слова), действующих и возможных» .
В то же время не представляется возможным отрицать, что в основе «суммы действующих и возможных прав» лежит более или менее чёткое представление о том, что является характерным для человека как живого существа определённого вида.
Это представление, так или иначе, отражено в праве любой страны.
Это также означает, что право исходит из некой концепции сущности человека, которая и определяет содержание как нормативно-правовых актов, так и политику государства.
При этом преобладание в правовой системе того или иного взгляда может быть обусловлено не только его распространенностью среди граждан страны, но и предпочтениями государства в лице одного 1 Топорнин Б.Н.
Указ соч.С.23.
Чхиквадзе В.М.
Указ соч.С.27.
Нерсесянц B.C.
Указ соч.С.23.
2Мальцев Г.В.
Указ.
Соч.
С.
35-38.
о Деларов П.
Очерки по энциклопедии права.
Т.1.
Очерк 1.
О праве в ряду других сфер умственной жизни человека.
СПб.
Типография Б.Г.
Ямпольского, 1878.С.1.


[стр.,73]

человека или группы людей, то есть искусственно навязываемой государственной идеологией.
При отсутствии в стране (у народа) правовой системы, или в случае
её чрезмерной казуистичности, универсальные представления о человеке латентно содержатся в философской или (скорее) в религиозной традициях, которые определяют общую политику страны и конкретное поведение каждого из граждан.
В целях обозначения человеческой
личности в международном и российском законодательстве употребляются термины «человек», «человеческое существо», «член человеческой семьи», «лицо» («каждый») .
При этом,
объём понятия этих терминов не раскрывается.
Если обратиться к современному российскому законодательству, можно сделать следующие выводы об общегосударственном понимании человека.
Согласно, Гражданскому Кодексу (ст.
1, глава 3 и т.д.), человек это физическое существо, то есть природное (от греческого physisприрода), материальное,
0 органическое живое тело, имеющее начало рождение и конец смерть.
Об этом также говорят положения Уголовного Кодекса РФ , например статьи об убийстве (ст.
105 110), причинении телесных повреждений (ст.
111, 112) и т.п.

Положения Конституции РФ 4(ст.
22, 23, 29), ГК РФ (ст.
1, 9), УК РФ (глава 17 и др.) свидетельствуют, что человек мыслится свободным, автономным существом, независимо определяющим свои желания и поступки.
Из содержаВсеобщая Декларация 1948 г./Международные акты о правах человека.
М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ.
1999.
С.
39; Конвенция о правах
ребёнка от 20.11.1989г./Международные акты о правах человека.
М.: Издательская группа НОРМАИНФРАМ.
1999.С.
307 и др.
2 Гражданский Кодекс Российской Федерации ч.
I.

от 01.01.1995 .//Собрание законодательства Российской Федерации.
5 декабря 1994, N 32, ст.
3301; Собрание законодательства Российской Федерации.
29 января 1996.
N 5, ст.
410.
3 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 01.01.1997.//Собрание законодательства Российской Федерации.
17 июня 1996, N 25, ст.
2954.
4Конституция Российской Федерации 12.12.1993.//Российская газета.
25 декабря 1993.

[Back]