Проверяемый текст
Никитина, Анастасия Евгеньевна. Правовое регулирование биомедицинских технологий : Теоретико-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 105]

Положения Конституции РФ (ст.
22, 23, 29), ГК РФ (ст.
1, 9), УК РФ (гл.
17 и др.) свидетельствуют, что человек мыслится свободным, автономным существом, независимо определяющим свои желания и * поступки.
Из
содержания ст.
19 Конституции РФ, ст.
17 ГК РФ, ст.
4 УК РФ вытекает понимание равенства любого человека с другими людьми.
Психическая и физическая возможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими и, вследствие этого, необходимость нести ответственность отражены в ст.
52 Конституции РФ, ст.ст.
11, 12, 24 ГК РФ, ст.
19 УК РФ.
В то же время признается, что человек развивающаяся система, не обладающая всегда и одновременно всеми качествами.
Поэтому в Гражданском, Уголовном кодексах РФ предусматривается меньшая ответственность или полное
ее отсутствие за детьми различного возраста, душевнобольными, ограничение некоторых их прав.
В законодательстве также отражена точка зрения, в соответствии с которой человек нравственное существо, и поэтому вред, причиненный человеку и обществу, может быть не только физическим, денежным, но и моральным.
Об этом свидетельствуют ст.ст.
21, 23, 51 Конституции РФ, гл.
8 ГК РФ, ст.ст.
128, 129,130 УК РФ.
Человек мыслится существом, для которого характерным и естественным является наличие семьи.
Об этом упоминается в Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ, Семейном кодексе РФ.1
Как подчеркивает А.
Е.
Никитина, в российском законодательстве с прослеживается отсутствие единого подхода к пониманию человека.
Это, в частности, обнаруживается в установлении противоречащих друг другу прав
Семейный кодекс Российской Федерации.
СПб.: Альфа; РАВЕНА, 1996.

См.: Никитина А.
Е.
Принцип уважения человеческого достоинства при правовом регулировании биометрических технологий // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности.
С.
296-297.
105
[стр. 73]

человека или группы людей, то есть искусственно навязываемой государственной идеологией.
При отсутствии в стране (у народа) правовой системы, или в случае её чрезмерной казуистичности, универсальные представления о человеке латентно содержатся в философской или (скорее) в религиозной традициях, которые определяют общую политику страны и конкретное поведение каждого из граждан.
В целях обозначения человеческой личности в международном и российском законодательстве употребляются термины «человек», «человеческое существо», «член человеческой семьи», «лицо» («каждый») .
При этом, объём понятия этих терминов не раскрывается.
Если обратиться к современному российскому законодательству, можно сделать следующие выводы об общегосударственном понимании человека.
Согласно, Гражданскому Кодексу (ст.
1, глава 3 и т.д.), человек это физическое существо, то есть природное (от греческого physisприрода), материальное, 0 органическое живое тело, имеющее начало рождение и конец смерть.
Об этом также говорят положения Уголовного Кодекса РФ , например статьи об убийстве (ст.
105 110), причинении телесных повреждений (ст.
111, 112) и т.п.
Положения Конституции РФ 4(ст.
22, 23, 29), ГК РФ (ст.
1, 9), УК РФ (глава 17 и др.) свидетельствуют, что человек мыслится свободным, автономным существом, независимо определяющим свои желания и поступки.
Из
содержаВсеобщая Декларация 1948 г./Международные акты о правах человека.
М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ.
1999.
С.
39; Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989г./Международные акты о правах человека.
М.: Издательская группа НОРМАИНФРАМ.
1999.С.
307 и др.
2 Гражданский Кодекс Российской Федерации ч.
I.
от 01.01.1995 .//Собрание законодательства Российской Федерации.
5 декабря 1994, N 32, ст.
3301; Собрание законодательства Российской Федерации.
29 января 1996.
N 5, ст.
410.
3 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 01.01.1997.//Собрание законодательства Российской Федерации.
17 июня 1996, N 25, ст.
2954.
4Конституция Российской Федерации 12.12.1993.//Российская газета.
25 декабря 1993.


[стр.,74]

ния ст.
19 Конституции РФ, ст.
17 ГК РФ, ст.
4 УК РФ вытекает понимание равенства любого человека с другими людьми.
Психическая и физическая возможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими и, вследствие этого, необходимость нести ответственность отражены в ст.
52 Конституции РФ, ст.
11, 12, 24 ГК РФ, ст.
19 УК РФ.
В то же время признается, что человек развивающаяся система, не обладающая всегда и одновременно всеми качествами.
Поэтому в Гражданском, Уголовном Кодексах РФ предусматривается меньшая ответственность или полное
её отсутствие за детьми различного возраста, душевнобольными, ограничение некоторых их прав.
В законодательстве также отражена точка зрения, в соответствии с которой человек нравственное существо, и поэтому вред, причиненный человеку и обществу, может быть не только физическим, денежным, но и моральным.
Об этом свидетельствуют ст.
21, 23, 51 Конституции РФ, глава 8 ГК РФ, ст.
128, 129, 130 УК РФ.
Человек мыслится существом, для которого характерным и естественным является наличие семьи.
Об этом упоминается в Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ, Семейном Кодексе РФ .

Продолжение данного анализа в рамках настоящей работы представляется излишним.
В данном случае важно отметить, что в российском законодательстве прослеживается отсутствие единого подхода к пониманию человека.
Это, в частности, обнаруживается в установлении противоречащих друг другу прав
человека, а также в несоответствии законодательства реальной жизненной практике.
При этом одним из последствий данной ситуации является правовой нигилизм граждан.
Другое последствие это навязывание и культивирование со стороны позитивного права определённых (часто противоестественных) взглядов на традиционные ценности.
Типичным примером, в данном случае, может послужить ситуация, связанная с суррогатным материнством и абортом.
1Семейный кодекс Российской Федерации СПб.: Альфа; РАВЕНА, 1996.

[Back]