Под понятием «человеческое достоинство» правоведы подразумевали, прежде всего, определенные социальные свойства человека, такие как честность, благородство, великодушие и т. д. Таким образом, большинство исследователей, как правило, ограничивались взглядом на данную категорию как на общее выражение принципа гуманизма всей правовой системы государства. Вместе с тем в большинстве международно-правовых актов человеческое достоинство упоминается главным образом в преамбулах как базовая исходная категория, из которой выводятся основные человеческие права-признаки: свобода, неприкосновенность, равенство и т. д. Именно оно является основанием всех прав и свобод человека. В связи с этим при правовом регулировании новых явлений и в правоприменительной практике возникает много проблем и закономерные споры о том, что противоречит человеческому достоинству, а что нет. Термин «достоинство» имеет значение стоимости, ценности, соразмерности, сообразности.1 Из этого следует, что человеческое достоинство это то, что сообразно человеку. В таком же смысле употребляются понятия «человеческая природа» и «человеческое естество». Согласно толковому словарю В. Даля, под природой в данном случае можно понимать нечто земное, плотское, телесное и вещественное в человеке (в противоположность духовному, невещественному). Это понятие также подразумевает и врожденные свойства, прирожденные качества, то есть данные от рода (вида), рождения. Естество, согласно этому же автору, все, что есть, природа, порядок ее и законы; сущность по происхождению; неискусственное; непротивное законам природы. 113 Социалистическая концепция прав человека / Отв. ред. В. М. Чхиквадзе, Е. А. Лукашева. М.: Наука, 1986. Ф 1Даль В. Т А . С. 479,480. |
§3. Концепция человеческого достоинства и её юридическое воплощение I Исследование правового статуса эмбриона, рождённого недоношенного плода, а также «клона» обязывает обратиться к вопросу о человеческом достоинстве этих существ. Итак, понятие «человеческое достоинство» отражает свойства и характеристики, которые определяют некое существо как человека. При этом, такими свойствами могут считаться родовые признаки, присутствующие у всех и любого человека и отличающие его от всех остальных существ. Выше уже было сказано, что понятие человеческого достоинства нигде юридически не определено. В юридической доктрине данная проблема неоднократно была предметом специальных исследований1. В частности, справедливо отмечалось, что «права человека в их целостности представляют собой 2 признание его достоинства» (то есть, признание некоего лица в качестве субъ-* р I , 1 \ §кта права означало признание за ним и особого духовного статуса человека). i При этом под понятием «человеческое достоинство» правоведы подразумева-ь 4 Г 4 а ли, прежде всего, определённые социальные свойства человека, такие как честность, благородство, великодушие и т.д. Таким образом, большинство исследователей, как правило, ограничивались взглядом на данную категорию как на общее выражение принципа гуманизма всей правовой системы государства. Вместе с тем в большинстве международно-правовых актов человеческое достоинство упоминается главным образом в преамбулах как базовая исходная категория, из которой выводятся основные человеческие права признаки: свобода, неприкосновенность, равенство и т.д. Именно оно является основа-а нцем всех прав и свобод человека. В связи с этим при правовом регулировании а ^ • t * новых явлений и в правоприменительной практике возникает много проблем.V « \Г* 1Гумилёв В.E., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности./Отв. Ред. Топорнин Б,НМ.: Наука 1983 . Придворов H.A. Достоинство личности и социалистическое право. М.: Юридическая лит. 1977 . Проблема свободы и прав человека в современной идеологической борьбе./Ред Керимов Д.А., Чхиквадзе В.М. М: Политиздат. 1986 . Социалистическая концепция прав человека./ Отв. Ред. Чхиквадзе В.М., Лукашёва Е.А. М.: Наука. 1986 . Социалистическая концепция прав человека. Указ. Соч. С. 55. Возникают закономерные споры о том, что противоречит человеческому достоинству, а что нет. Термин «достоинство» имеет значение стоимости, ценности, соразмерности, сообразности . Из этого следует, что человеческое достоинство это то, что сообразно человеку. В таком же смысле употребляются понятия «человеческая природа» и «человеческое естество». Согласно толковому словарю В. Даля, под природой, в данном случае, можно понимать нечто земное, плотское, телесное и вещественное в человеке (в противоположность духовному, невещественному). Это понятие также подразумевает и врождённые свойства, прирождённые качества, то есть данные от рода (вида), рождения. Естество, согласно этому же автору, всё, что есть, природа, порядок её и законы; сущность по происхождению; неискусственное; непротивное законам природы. Во многих философских, юридических текстах указывается, что достоинство человека зиждется на некоем постоянстве в определённом наборе признаков, которые у разных авторов варьируются. Анализ мнений относительно сущности человека приводился выше. Например, Б. Паскаль считал, что человеческое «достоинство в способности мыслить» . JI. Фейербах в определении человека делал акцент на его разуме, воле, сердце, универсальности и общении 3 у с себе подобными , H.A. Бердяев на творчестве и духовности и т.д. В. Соловьёв справедливо отмечал, что: «Человеческое достоинство каждого лица, или его свойство быть нравственным существом, вовсе не зависит от его природных качеств, ни от его полезности: этими качествами и этой полезностью может определяться внешнее положение человека в обществе, относительная оценка его другими лицами, но никак не собственное значение и чело•Р Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1, М.: Издательство иностранных и национальных словарей, 1955 . Т.1. С. 479, 480. Паскаль Б. Из «Мыслей»//Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. JL: Худож. Лит. Ленингр.отд-ние. 1987 . С. 230, 233, 238. О Фейербах Л. Сущность христианства// Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С. 186, 200-203. 4Бердяев Н.О назначении человека. Париж.: УМСА-Press, 1931. С. 50-60. |