Во многих философских, юридических текстах указывается, что достоинство человека зиждется на некоем постоянстве в определенном наборе признаков, которые у разных авторов варьируются. Анализ мнений относительно сущности человека приводился выше. Например, Б. Паскаль считал, что человеческое «достоинство в способности мыслить».1 Л. Фейербах в определении человека делал акцент на его разуме, воле, сердце, универсальности и общении с себе подобными , Н. А. Бердяев на творчестве и духовности и т. д. В. Соловьев справедливо отмечал, что «человеческое достоинство каждого лица, или его свойство быть нравственным существом, вовсе не зависит от его природных качеств, ни от его полезности: этими качествами и этой полезностью может определяться внешнее положение человека в обществе, относительная оценка его другими лицами, но никак не собственное значение и человеческие права. Именно благодаря достоинству, формальной бесконечности разума во всяком человеке, благодаря тому, что каждое лицо есть нечто особенное и незаменимое, человек имеет безусловное достоинство и безусловное право на существование, на свободное развитие своих положительных сил. Именно поэтому никакой человек не может быть средством для целей других людей или целей общества... Только относясь к другим как к лицам, индивидуальный человек и сам определяется как лицо». И далее: «...высочайшее достоинство человека... состоит не в том, чтобы побеждать во времени, а в том, чтобы 114 1Паскаль Б. Из «Мыслей». С. 230,233,238. Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения. С. 186,200-203. Бердяев Н. О назначении человека. Париж.: УМСА-РгезБ, 1931. С. 50-60. |
Возникают закономерные споры о том, что противоречит человеческому достоинству, а что нет. Термин «достоинство» имеет значение стоимости, ценности, соразмерности, сообразности . Из этого следует, что человеческое достоинство это то, что сообразно человеку. В таком же смысле употребляются понятия «человеческая природа» и «человеческое естество». Согласно толковому словарю В. Даля, под природой, в данном случае, можно понимать нечто земное, плотское, телесное и вещественное в человеке (в противоположность духовному, невещественному). Это понятие также подразумевает и врождённые свойства, прирождённые качества, то есть данные от рода (вида), рождения. Естество, согласно этому же автору, всё, что есть, природа, порядок её и законы; сущность по происхождению; неискусственное; непротивное законам природы. Во многих философских, юридических текстах указывается, что достоинство человека зиждется на некоем постоянстве в определённом наборе признаков, которые у разных авторов варьируются. Анализ мнений относительно сущности человека приводился выше. Например, Б. Паскаль считал, что человеческое «достоинство в способности мыслить» . JI. Фейербах в определении человека делал акцент на его разуме, воле, сердце, универсальности и общении 3 у с себе подобными , H.A. Бердяев на творчестве и духовности и т.д. В. Соловьёв справедливо отмечал, что: «Человеческое достоинство каждого лица, или его свойство быть нравственным существом, вовсе не зависит от его природных качеств, ни от его полезности: этими качествами и этой полезностью может определяться внешнее положение человека в обществе, относительная оценка его другими лицами, но никак не собственное значение и чело•Р Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1, М.: Издательство иностранных и национальных словарей, 1955 . Т.1. С. 479, 480. Паскаль Б. Из «Мыслей»//Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. JL: Худож. Лит. Ленингр.отд-ние. 1987 . С. 230, 233, 238. О Фейербах Л. Сущность христианства// Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С. 186, 200-203. 4Бердяев Н.О назначении человека. Париж.: УМСА-Press, 1931. С. 50-60. веческие права. Именно благодаря достоинству, формальной бесконечности разума во всяком человеке, благодаря тому, что каждое лицо есть нечто особенное и незаменимое, человек имеет безусловное достоинство и безусловное право на существование, на свободное развитие своих положительных сил. Именно поэтому никакой человек не может быть средством для целей других людей или целей общества...Только относясь к другим как к лицам, индивидуальный человек и сам определяется как лицо». И далее: «...высочайшее достоинство человека...состоит не в том, чтобы побеждать во времени, а в том, чтобы хранить пределы вечные, одинаково священные для прошедшего и будущего» . Если обобщить различные высказывания по определению сущности достоинства человека, то можно условно выделить две основных позиции. Первая позиция основывается на признании божественности (или, по-другому, трансцендентальности) происхождения человеческой личности и иррациональной ценности любой человеческой жизни. Другая во главу угла ставит различные социальные качества человека. Именно эта вторая позиция и легла в основание юридической концепции прав человека. С учётом отмеченных различий во взглядах, необходимо выделить некоторые общие (наиболее распространённые) положения, касающиеся неотъемлемых признаков достоинства человека. В числе таких признаков можно назвать следующие: неповторимость (как социальная, так и биологическая), разумность (не только в смысле умения считать и т.д., а в смысле умения различать справедливое и несправедливое), духовность или нравственность (в смысле возможности испытывать такие чувства как любовь, сострадание, благодарность), свобода (возможность выбирать, а также право, прежде всего, быть самоцелью, а не средством), Солорьёв В.С.Оправдание добра. Нравственная философия/Сочинения: в 2 т. М.: Мысль. |