сенсационные сообщения о готовящихся экспериментах по клонированию человека. В августе 2001 г. весь мир облетела новость об организации компании по клонированию бесплодных семейных пар итальянским исследователем Северино Антинори. При этом стало известно о том, что в целях избежания какой-либо юридической ответственности осуществление эксперимента планируется произвести на судне, находящемся в нейтральных водах. Итак, из любой (неполовой) клетки человеческого организма в любой момент (даже после смерти «владельца» клеток) может быть воспроизведен (неполовым способом) человек, генетически идентичный «владельцу» клетки. Процедура клонирования человека предполагает, что генетический материал и яйцеклетка могут принадлежать как одному и тому же человеку (женщине), так и разным людям (в данном случае возможно участие мужчины). Донором ДНК может быть как живой, так и мертвый человек (ДНК долго сохраняется в костях и в волосах). Вынашивающей матерью может быть как сама донор яйцеклетки, так и другая женщина. Особым видом рассматриваемой технологии является клонирование человеческого эмбриона. Эта процедура может быть также осуществлена вышеописанным способом с той лишь разницей, что донором ДНК будет эмбрион, а не рожденный человек. Метод близнецового деления, о котором говорилось ранее, предполагает другую технологию и поэтому не может считаться клонированием в полном смысле слова. Однако этот метод также предполагает создание генетически одинаковых человеческих существ. Споры в отношении деятельности по клонированию человеческих эмбрионов возникают, как правило, в связи с получением эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) 1 (так называемое 1 Эмбриональные стволовые клетки (ЭСК) примитивные клетки, возникающие в процессе развития эмбриона, из которых дифференцируются все типы клеток взрослого 186 |
ния человека. Он заявил, что после того, как технология будет отработана, в его клинике будут рождаться 200 ОООклонов-детей1. В дальнейшем, на протяжении нескольких лет в иностранных и российь ских средствах массовой информации постоянно публиковались сенсационные сообщения о готовящихся экспериментах по клонированию человека. В частности, в феврале 2001 г. было объявлено о намерении клонировать погибшую дочь американской семейной пары. Услуги по клонированию предложила ре2 лигиозная секта Raellan movement. В августе весь мир облетела новость об организации компании по клонированию бесплодных семейных пар итальянским исследователем Северино Антинори. При этом, стало известно о том, что в целях избежания какой-либо юридической ответственности, осуществление эксперимента планируется произвести на судне, находящимся в нейтральных водах . Итак, из любой (неполовой) клетки человеческого организма в любой момент (даже после смерти «владельца» клеток) может быть воспроизведён (неполовым способом) человек, генетически идентичный «владельцу» клетки. Процедура клонирования человека предполагает, что генетический материал и яйцеклетка могут принадлежать как одному и тому же человеку (женщине), так и разным людям (в данном случае возможно участие мужчины). Донором ДНК может быть как живой, так и мёртвый человек (ДНК долго сохраняется в костях и в волосах). Вынашивающей матерью может быть как сама донор яйцеклетки, так и другая женщина. Особым видом рассматриваемой технологии является клонирование человеческого эмбриона. Это процедура может быть также осуществлена вышеописанным способом с той лишь разницей, что донором ДНК будет эмбрион, а не рождённый человек. Метод близнецового деления, о котором говорилось раГоголевский П.А., Здановский В.М.Указ. публ. С. 15. Родить нельзя клонировать. Где поставить запятую?//Аргументы и факты. №7 (1006). Февраль 2001. С. 13. URL:http://www.ntv.ru/world/07Aug2001/humanclon_official.html. 8августа 14:15. (официальный сайт агенства НТВ). нее, предполагает другую технологию, и, поэтому, не может считаться клонированием в полном смысле слова. Однако этот метод также предполагает создание генетически одинаковых человеческих существ. Споры в отношении деятельности по клонированию человеческих эмбрионов возникают, как правило, в связи с получением эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) (так называемое «терапевтическое клонирование»). Данные ЭСК могут быть использованы в целях лечения болезней Паркинсона, Альгеймера и др. Основной в данном случае является проблема статуса нерождённого человеческого существа, поскольку клонирование выступает всего лишь одним из видов манипуляций с эмбрионом . Кроме клонирования целостных особей животных и человека, метод переноса клеточных ядер также может быть использован для клонирования отдельных дифференцированных клеток (которые не могут развиваться до целостного организма) и тканей в целях их трансплантации, разработки терапевтических методов лечения или осуществления научно-исследовательских опытов. Эта ситуация применения метода клонирования считается полностью этически и юридически приемлемой в мировой медицинской практике и широко используется. На это указывается в Рекомендациях Национальной консультативной комиссии по биоэтике США , в Объяснительном докладе по поводу Дополнительного Протокола к Конвенции о правах человека и биомедицине , устанавливающего запрет на клонирование человеческих существ, а также в специальЭмбриональные стволовые клетки (ЭСК)примитивные клетки, возникающие в процессе развтия эмбриона, из которых дифференцируются все типы клеток взрослого организма. При изолировании от эмбриона и культивировании in vitro ЭСК сохраняют способность к самоподдержанию и дифференцировке./Курило Л.Ф. Некоторые этические вопросы технологии эмбриональных стволовых клеток.//Проблемы репродукции. №3 2000. С.6. 2 В связи с этим, в настоящей работе проблема клонирования человека рассматривается в рамках проблемы репродуктивного использования данной технологии, а проблема ЭСК в рамках проблмы статуса эмбриона. Клонирование человеческих существ. Рекомендации Национальной консультаттивной комиссии по биоэтике США/ Человек №3, 1998. С. 29-32. 4 Explanatory report to the Additional Protocol to the Convention on Human Rights and Biomedicine on the Prohibition of Cloning Human Beings.//Texts of the Council of Europe on bioethical matters. Strasbourg, February 1999. P. 135. |