концепции Русской Православной Церкви», утвержденных Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г. указывается на то, что клонирование в еще большей степени, чем другие репродуктивные технологии, открывает возможность манипулирования с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Клонирование человека, по оценке Русской Православной Церкви, способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства, привести к тяжелым психологическим последствиям для людей, появившихся на свет таким путем. Негативная оценка клонирования человека Русской Православной Церковью во многом предопределена ее отношением к статусу эмбриона. В упомянутых Основах, в частности, говорится, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, эмбрион является носителем человеческого достоинства. В связи с этим, с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей личности считается преступным. В частности, таким посягательством будут выступать экстракорпоральное оплодотворение и технология клонирования, поскольку они предполагают заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных эмбрионов». Вопрос о клонировании человека Церковь также связывает с проблемой отношения к научно-техническому прогрессу. Поэтому данная технология рассматривается как проявление априорной установки современной цивилизации на неограниченную научную инициативу . Неофициально представителями нашей Православной Церкви высказываются различные точки зрения. Например, то, что клонирование само по себе не грех. Но применение этой технологии может повлечь 190 ¥ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви... С. 89. |
Сразу после появления Долли возникла серьёзная проблема противостояние учёных, ратующих за распространение экспериментов по клонированию на человека, и людей самых различных категорий, возмущённых посягательством науки на святая святых человеческую природу. В 1997 году эта проблема многим казалась надуманной, но через год, когда в Корее удалось клонировать человеческий эмбрион, перед обществом возникла уже острая необходимость в её решении. Этой проблемой заинтересовались естественнонаучные исследователи, философы, психологи, социологи, журналисты, правоведы, а также люди, чьи профессии, интересы далеки от естественной науки и философии. Всеобщая заинтересованность и обеспокоенность этим вопросом обусловлена двумя факторами. С одной стороны, клонирование открывает невиданные перспективы в самых разных сферах жизни человека. С другой данная технология создания людей может изменить все, устоявшиеся за тысячелетия, представления о продолжении человеческого рода, о самом человеке и его неотъемлемых свойствах. Наиболее активными противниками идеи применить технологию клонирования к человеку являются представители религиозных конфессий. Официальная позиция Русской Православной Церкви в отношении клонирования человека гласит: «Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нём образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности» . В официальной позиции, выраженной в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», утверждённых Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15.08.2000 г. указывается на то, что клонирование в ещё большей степени, чем другие репродуктивные технологии, открывает возможность манипулирования с генетической составляющей личности и способствует её дальнейшему обесцениванию. Клонирование человека, по оценке Основы социальной концепции Русской Правослаавной Церкви, утверждённые Освящённым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 авгутс 2000 г.// Информационный бюллетень отдела внешних церковных связей Московского Патриархата №8, Август 2000. С.79. Русской Православной Церкви, способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства, привести к тяжёлым психологическим последствиям для людей, появившихся на свет таким путём. Негативная оценка клонирования человека Русской Православной Церковью во многом предопределена её отношением к статусу эмбриона. В упомянутых Основах в частности говорится, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, эмбрион является носителем человеческого достоинства. В связи с этим, с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей личности считается преступным. В частности, таким посягательством будут выступать экстракорпоральное оплодотворение и технология клонирования, поскольку они предполагают заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных эмбрионов». Вопрос о клонировании человека Церковь также связывает с проблемой отношения к научно-техническому прогрессу. В связи с этим, данная технология рассматривается как проявление априорной установки современной цивилизации на неограниченную научную инициативу . Неофициально представителями нашей Православной Церкви высказываются различные точки зрения. Например, то, что клонирование само по себе не грех. Но применение этой технологии может повлечь слишком опасные последствия, поэтому «разумнее и нравственнее было бы воздержаться от этих странных экспериментов» . Представители католической церкви заявили о неприемлемости вмешательства в процессы репродукции и в генетический материал не только человека, но и животного . Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, утверждённые Освящённым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г.// Иформационный бюллетень отдела внешних церковных связей Московского Патриархата №8, Август 2000. С.89. Диакон Андрей Кураев. Наша брань не против науки.// Православная беседа № 2, 1998. С.27-30. Диакон Андрей Кураев. Наша брань не против науки. Указ. публ. С.22. |