глубже они затрагивают природу самого человека и того, что его окружает, тем они опаснее и тем большая ответственность требуется при их оценке. Ярчайшим примером этой ситуации являются биомедицинские технологии и особенно генная инженерия и клонирование человека. Возможность ошибки или злоупотребления этими технологиями угрожает серьезными последствиями, которые отразятся не только на людях, к которым их применяют, но и на их потомках. Внедрение в жизнь таких технологий оказывает непосредственное влияние на жизненные принципы, установки, восприятие человека, на развитие человеческой цивилизации. В связи с этим законодательное закрепление отношения государства к некоторым биотехнологиям можно отнести к категории идеологических вопросов (в широком понимании идеологии как идейно-нравственной основы современного общества вне зависимости от его цивилизационной специфики). Определение правовой политики в отношении этих проблем требует не только соотнесения этих явлений с признанными правами и свободами человека, но также обращения к самим принципам, основам правового регулирования, выработки определенной этической и духовной мировоззренческой парадигмы в подходе к человеку. Поэтому главной задачей правовой теории является определение объема понятия человека не только как правовой, но и этической, а также духовной ценности, которое могло бы стать такой же презумпцией для законодателя как презумпция невиновности. В юридическом аспекте клонирование человека поставило лишь одну новую проблему. Эта проблема связана с законодательным закреплением права на неповторимость. Другие юридические вопросы, связанные с этой технологией, также характерны и для других видов вмешательства в геном человека, суррогатного материнства, биомедицинских экспериментов на эмбрионах, трансплантации и некоторых других биомедицинских технологий. Прежде всего, их 205 |
о Развитие науки в XX и XXI веках предоставило человечеству огромные возможности для улучшения и облегчения своей жизни. Огромная ценность достижений науки несомненна и поэтому не нуждается в отдельном обсуждении. Однако данный факт не умаляет того, что, как и любое творение человеческого разума, научные достижения несут в себе некоторую опасность для их же создателей. Чем серьёзнее достижения, чем глубже они затрагивают природу самого человека и того, что его окружает, тем они опаснее и тем большая ответственность требуется при их оценке. Ярчайшим примером этой ситуации являются биомедицинские технологии и, особенно, генная инженерия и клонирование человека. Возможность ошибки или злоупотребления этими технологиями угрожает серьёзными последствиями, которые отразятся не только на людях, к которым их применяют, но и на их потомках. Внедрение в жизнь таких технологий оказывает непосредственное влияние на жизненные принципы, установки, восприятие человека, на развитие человеческой цивилизации. В связи с этим, законодательное закрепление отношения государства к некоторым биотехнологиям можно отнести к категории идеологических вопросов (в широком понимании идеологии как идейно-нравственной основы современного общества вне зависимости от его цивилизационной специфики). Определение правовой политики в отношении этих проблем требует не только соотнесения этих явлений с признанными правами и свободами человека, но также обращения к самим принципам, основам правового регулирования, выработки определённой этической и духовной мировоззренческой парадигмы в подходе к человеку. В связи этим главной задачей правовой теории является определение объёма понятия человека не только как правовой, но и этической, а также духовной ценности, которое могло бы стать такой же презумпцией для законодателя как презумпция невиновности. В юридическом аспекте клонирование человека поставило лишь одну новую проблему. Это проблема связана с законодательным закреплением права на неповторимость. Другие юридические вопросы, связанные с этой техноло67 гией, также характерны и для других видов вмешательства в геном человека, суррогатного материнства, биомедицинских экспериментов на эмбрионах, трансплантации и некоторых других биомедицинских технологий. Прежде всего, их объединяют не решённые вопросы о понятии человека, определении начала его жизни, а также неясность концепции человеческого достоинства. |