Проверяемый текст
Никитина, Анастасия Евгеньевна. Правовое регулирование биомедицинских технологий : Теоретико-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 211]

поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы.
Платон и Аристотель считали их средством контроля популяции1.
Древний гинеколог Соранус усматривал в абортах один из путей поддержания женской красоты.
Позднее в римском праве эмбрион («имеющий родиться») был наделен некоторыми гражданскими правами.
Искусственный аборт квалифицировался как преступление в случае, когда он использовался в целях получения имущественных прав .

Техника аборта была примитивной, и немногие женщины отваживались прибегнуть к ним.
Смертельные зелья рассматривались на протяжении веков как наиболее эффективное средство.
Они состояли из тушеных бананов, трав, сырых яиц, козьего навоза и змеиного яда.
Если это не срабатывало, женщине советовали выпить мышьяка, кедровой настойки, производить сильные удары по животу.
Болезненные процедуры зачастую вызывали не только выкидыши зародышей, но и приводили к смерти саму женщину.
У многих народов, например, у папуасов или у языческих славян, за матерью или за обоими родителями долгое время также признавалось право вытравить плод, умертвить
новорожденного, особенно если это была девочка.
Иногда это обусловливалось
определенными обстоятельствами, например наличием определенного количества детей в семье, невозможностью добыть необходимое количество пропитания в случае возрастания количества соплеменников и д р ..
По-настоящему осознание ценности эмбриона связано с возникновением христианства.
Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествлялся с убийством человека.
Один из отцов православной церкви, Василий Великий (4-5 вв.) писал: «Умышленно погубившая зачатый во
Аристотель.
Политика // Сочинения: В 4 т.
Т.
4.
С.
624.
2 Введение в биоэтику / Под ред.
Б.
Г.
Юдина.
М.: Прогресс-Традиция, 1998.
С.
198.

3Гернет М.
Н.
Детоубийство.
М., 1911.
С.
48.
211
[стр. 83]

законодательном регулировании биомедицинских экспериментов на эмбрионах (создание эмбрионов для научных целей, использование их в диагностических, промышленных, коммерческих целях и др.).
По нашему мнению, наиболее показательными признаками отношения к статусу человеческого эмбриона, являются нормы законодательства об искусственном прерывании беременности.
Это обусловлено тем, что именно аборт явился исторически первым возможным вмешательством в жизнь эмбриона.
В связи с этим, необходимо более подробно рассмотреть развитие законодательства об аборте.
Первыми нормами об аборте были деонтологические врачебные правила.
Клятва Гиппократа категорически запрещала врачу искусственно прерывать беременность женщины .
Однако Аристотель считал, что искусственный аборт допустим в демографических целях, но только до того момента, когда в зародыше сформируется «чувствительность и двигательная активность» .
В древнем Риме аборт широко практиковался.
Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери, поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы.
Позднее эмбрион «имеющий родиться», был наделён некоторыми гражданскими правами.
Искусственный аборт квалифицировался как преступление в случае, когда он использовался в целях получения имущественных прав.

При этом пострадавшими признавались родители .
У многих народов, например, у папуасов или у языческих славян за матерью или за обоими родителями долгое время также признавалось право вытравить плод, умертвить
новорождённого, особенно если это была девочка.
Иногда это обусловливалось
определёнными обстоятельствами, например, наличием определённого количества детей в семье, невозможностью добыть необхо1Гиппократ Избранные книги.
М.: Сварог.
1994.С.
87-88.
Аристотель.
Политика // Указ.
Соч.
С.
624.
Введение в биоэтику/Под ред Б.Г.
Юдина.
М.: Прогресс-Традиция, 1998.
С.
198.


[стр.,84]

1 84 димого количества пропитания в случае возрастания количества соплеменников и др\ По-настоящему осознание ценности эмбриона связано с возникновением христианства.
Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествлялся с убийством человека.
Один из отцов православной церкви, Василий Великий (4-5 в.в.) писал: «Умышленно погубившая зачатый во
утробе плод подлежит осу2 ■ ждению как за убийство» .
По мнению Тертулиана, «тот, кто будет человеком, уже человек».
В христианской традиции отношения к аборту важное место занимает вопрос о том, когда эмбрион обретает бессмертную душу, когда происходит его одушевление.
Если у ранних христиан при этом указывалось на 40-й день для мальчиков и 80-й для девочек, то средневековые схоласты, уже не различая пола плода, указывали то на 40-й, то на 80-й день.4В средние века утверждение церкви о том, что эмбрион уже обрёл бессмертную душу, оборачивалось суровым наказанием за аборт.
Важным моментом в данном случае, является удивительное совпадение указанных положений с современным законодательством об аборте, принятом в ряде стран и чаще всего допускающим прерывание беременности в первом триместре (до 12 недель) беременности.
Согласно положениям свода германских законов «Каролина» (Уложение Карла V 1532 года), Бамбергскому Уложению 1507 года, аборт, в случае уничтожения одушевлённого плода, карался смертной казнью.
Жестоким было наказание за аборт и по Codex Bavarcici 1756 года и Терезиана 1786 1Гернет М.Н.
Указ.
Соч.
С.
48.
Св.
Василия Великого Правило 2/Книга правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных и святых отцов.
М., 1992.С309-310.
*1 Тертулиан К.С.Ф.
Апология VIII, 8/Богословские труды.
Сб.
25.
М.: Московская Патриархия, 1984.
С.
180.
4 Медицина и права человека.
Нормы и правила международного права, этики, католической, протестансткой, иудейской, мусульманской и буддийской морали.
М.: Прогресс Интер, 1992.
С.133.
Шаргородский М.Д., Преступления против жизни и здоровья.
М.: Юрид.
изд.
Министерства Юстиции, тип.
Им.
Евг.
Соколовой в Лгр.
1947.
С.
417.
С Гернет М.Н.
Детоубийство Социлогическое и сравнительно-юридическое исследование.
М.: Типография Императорского Московского Университета.
1911.С.
24.
Шаргородский М.Д.
Указ.
соч.
С.
180.

[Back]