Еще одним косвенным подтверждением отношения некоторых законодателей к неродившемуся ребенку как субъекту, имеющему право на жизнь, является указание во многих международно-правовых и национально-правовых документах на то, что смертный приговор не может быть исполнен в отношении беременной женщины . В связи с анализом международного законодательства о статусе эмбриона необходимо также обратить особое внимание на формулировку права на жизнь Европейской конвенции 1950 г. Ст. 2 указанного документа гласит: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом». Применение этого положения породило много споров. Дело в том, что в течение предварительных обсуждений Конвенции не выяснялось значение терминов «каждый» и «жизнь». Поэтому в случае абортов возникал вопрос о нарушении положений Конвенции. Комиссия, готовившая текст Конвенции, отмечала, что возможная оговорка «Высоких Договаривающихся Сторон», в соответствии с которой разрешается осуществлять аборты даже в целях охраны жизни и здоровья матери, противоречила бы предмету и целям Конвенции. Решения национальных судов, применяющих ст. 2 данной Конвенции, были немногочисленны, чтобы положить конец этой дискуссии. Но, наконец, Конституционный суд Австрии признал, что формулировка ст. 2 Конвенции не распространяется на нерожденного ребенка . Этот прецедент был положен в основу правового регулирования процедуры искусственного прерывания беременности во многих странах. Проведенное исследование вопроса о статусе эмбриона позволяет сделать вывод о том, что эта проблема на протяжении уже многих веков нравственная. Эмбриогенез изучается издавна, и многие данные были известны еще Гиппократу и его современникам. За последние десятилетия в медицинской науке и, в частности, в эмбриологии были открыты многие Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Там же. С. 53-69. 2Bioethics in Europe. P. 22. 228 |
чиє достоинства, а значит, и права на жизнь, за уже рождёнными людьми. Более того, в соответствии с указанными документами, даже для рождённых людей это право не является абсолютным (предполагаются некоторые изъятия: смертная казнь, необходимая оборона и т.д.). В то же время в ряде международно-правовых документов, закреплена совершенно иная точка зрения на статус нерождённого человеческого существа. * Примером документа с совершенно иным пониманием права на жизнь может послужить Американская Декларация прав человека 1969 г. Ст. 4 этой Декларации гласит: «Каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защищается законом и, как правило, с момента зачатия" . Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 г. также указывает, что «ребёнок, в виду его физической и умственной неполноценности, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» . Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. определяет ребёнка как «каждое человеческое существо до достижении 19-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее» . В этой связи, если толковать данное положение буквально, Конвенция расширяет понятие «ребёнка», а значит и «человека». В такой трактовке ребёнком может считаться не только рождённый ребёнок, как это презюмируется в законодательстве большинства государств (в том числе и России), но и не рожденный находящийся в утробе матери. При этом, признание нерожденного ребёнка человеческим существом не может быть оспорено ни с медицинской, ни с философской позиций. Ещё одним косвенным подтверждением отношения некоторых законодателей к неродившемуся ребёнку как субъекту, имеющему право на жизнь, является указание во многих международно-правовых и национально-правовых Американская Декларация прав человека 1969. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 721.' у Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 г. // Там же. С.307. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г.// Там же. С.307-308. 104 документах на то, что смертный приговор не может быть исполнен в отношении беременной женщины . В связи с анализом международного законодательства о статусе эмбриона необходимо также обратить особое внимание на формулировку права на жизнь Европейской конвенции 1950 г. Ст.2 указанного документа гласит: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом». Применение этого положения породило много споров. Дело в том, что в течение предварительных обсуждений Конвенции не выяснялось значение терминов «каждый» и «жизнь». Поэтому в случае абортов возникал вопрос о нарушении положений Конвенции. Комиссия, готовившая текст Конвенции, отмечала, что возможная оговорка «Высоких Договаривающихся Сторон», в соответствии с которой разрешается осуществлять аборты даже в целях охраны жизни и здоровья матери, противоречила бы предмету и целям Конвенции. Решения национальных судов, применяющих ст. 2 данной Конвенции, были не многочисленны, чтобы положить конец этой дискуссии. Но, наконец, Конституционный суд Австрии признал, что формулировка статьи 2 Конвенции не распространяется на не рожденного 2 ребёнка . Этот прецедент был положен в основу правового регулирования процедуры искусственного прерывания беременности во многих странах. Проведённое исследование вопроса о статусе эмбриона позволяет сделать вывод о том, что эта проблема на протяжении уже многих веков —нравственная. Эмбриогенез изучается издавна, и многие данные были известны ещё Гиппократу и его современникам. За последние десятилетия в медицинской науке и, в частности, в эмбриологии, были открыты многие закономерности развития. Однако, среди новых открытий нет ничего, что бы могло кардинально изменить отношение общества к человеческому эмбриону . Изменение законодательного регулирования этой проблемы, по мнению диссертанта, объясПакт о гражданских и политических правах 1966 г.// Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1999. С. 53-69.О ____ ____ ____ Bioethics in Europe/ Arthur Rogers, Denis Durand de Bousingen. Netherlands, 1995. P. 22. С каждым днём появляется всё больше научных данных, свидетельствующих об огромной связи эмбриона с внешним миром. |