Проверяемый текст
Дерипаско, Алексей Владимирович. Жизнь человека как фундаментальная естественно-правовая ценность (Диссертация 2004)
[стр. 317]

« окружить умирающего не только физическим, но (это не менее важно) психическим покоем; для этого возле умирающего должен всегда находиться человек сестра милосердия, психолог, педагог, священник, друзья, любимый родственник, врач» .
Это и есть культура смерти.
Говоря о смерти в ракурсе правовой культуры, необходимо добавить, что: следует совершенствовать наше законодательство, регламентирующее эту важную сферу человеческого бытия; наконец, следует уделять достаточное внимание правовому воспитанию и правовому обучению граждан; глубоким теоретическим разработкам проблем правовой танатологии, их изучению в учебных заведениях не только медицинского, но и юридического профиля и особенно в тех, которые готовят кадры для правоохранительных органов.
§ 2.
Определение смерти тела человека с позиции юриспруденции.
Смерть как юридический факт Определение смерти человека в истории культуры и медицины связывают с процессом, называемым медикализацией смерти.
Под влиянием широко распространившихся в
ХУП-ХУШ вв.
опасений относительно преждевременного захоронения страх быть похороненным заживо, настоятельно заставил человека
обращаться к проблеме констатации смерти.
Несомненно, эта проблема волновала человека и ранее.
Однако в древности врачей учили распознавать знаки смерти не как показатели кончины, а скорее как ее приближение.
Это делалось в целях прекращения лечения, если врач обнаруживал, что приближающуюся смерть победить невозможно.
Считалось, что попытки продлить жизнь умирающего, который обречен, не этичны.

317 1Там же.
С.
163.
[стр. 101]

101 ГЛАВА 3 ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ЖИЗНЬЮ § 1.
Определение смерти.
Смерть как юридический факт Определение смерти человека в истории культуры и медицины связывают с процессом, называемым медикализацией смерти.
Под влиянием широко распространившихся в
ХУЛ—XVIII вв.
опасений относительно преждевременного захоронения, страха быть похороненным заживо настоятельно заставил человека
обратиться к проблеме констатации смерти.
Несомненно, эта проблема волновала человека и ранее.
Однако в древности врачей учили распознавать знаки смерти не как показатели кончины, а скорее как ее приближение.
Это делалось в целях прекращения лечения, если врач обнаруживал, что приближающуюся смерть победить невозможно.
Считалось, что попытки продлить жизнь умирающего, который обречен, не этичны.

Еще великий Гиппократ считал, что тем, кто уже побежден болезнью, медицина не должна протягивать своей руки.
Медикализация смерти не только повысила статус медицинской профессии, но и возложила на нее, вероятно, не до конца осознанную ответственность.
Тем не менее определение времени смерти является юридической обязанностью врача.
Это положение зафиксировано в Сиднейской декларации Всемирной медицинской ассоциации (1968) .
В законодательстве нашей страны, в частности, в ст.
46 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, также закреплено положение о констатации смерти медицинским работником (врачом или фельдшером).
См.: Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: Сб.
офиц.
материалов.
М., 1996.

[Back]