Однако, как справедливо замечает Н. И. Матузов, в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Эту же позицию разделяют и многие другие известные ученые. Например, Д. А. Керимов называет деление на «права человека» и «права гражданина» «искусственным дуализмом». По мнению В. Д. Перевалова, в настоящее время в международно-правовых актах, в научной литературе и законодательстве развитых стран категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же смысле и том же значении2. Наша позиция по этому вопросу не отличается от вышеприведенных взглядов, и потому права человека и гражданина рассматриваются в единстве. Среди многочисленных естественных и неотчуждаемых прав человека можно выделить группу таких, которые основываются на уверенности и праве человека распоряжаться своим телом: осуществлять его совершенствование, изменять функциональные возможности и расширять их медикаментозными средствами или с помощью новейших технологий. К этим правам относят, как известно, право на изменение пола, на трансплантацию органов, тканей и генов человека, на искусственное оплодотворение, на стерилизацию и аборт, на клонирование и «объемное» виртуальное моделирование3. Отдельные из этих прав были известны с 1См.: Керимов Д. А. Выступление на «круглом столе» на тему: «Права человека и стратегия устойчивого развития» // Государство и право. 1998. № 11. С. 171. См.: Перевалов В. Д. Права и свободы человека и гражданина // Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 2000. С. 541. 3См.: КруссВ. И. Указ. соч. № 10. 335 |
114 в полной мере реализованы. Поэтому возникает настоятельная необходимость в дальнейшем совершенствовании Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. § 2. Право на смерть в системе соматических прав человека В системе ценностей, которые лежат в основе нового мирового порядка, ведущее место занимают естественные и неотъемлемые права и свободы человека, который вправе потребовать их обеспечения. Без этих прав и свобод человек не может осознавать себя таковым. То общество, в котором человек осознал в полной мере эти права и естественные обязанности, мы вправе называть цивилизованным. А государство, которое способствует осуществлению этих прав и обязанностей, гарантирует их соблюдение, мы называем правовым. Среди многочисленных естественных и неотчуждаемых прав человека можно выделить группу таких, которые основываются на уверенности и праве человека распоряжаться своим телом: осуществлять его совершенствование, изменять функциональные возможности и расширять их медикаментозными средствами или с помощью новейших технологий. К этим правам мы можем отнести право на смерть, право на изменение пола, на трансплантацию органов, тканей и генов человека, на искусственное оплодотворение, на стерилизацию и аборт, на клонирование и «объемное» виртуальное моделирование1. Отдельные из этих прав были известны с древнейших времен, а некоторые из них актуализированы временем и вызывают шок в сознании современного человека. Эти права в научной литературе определяются как «соматические» («soma» в переводе с греч. означает «тело»). Комплекс соматических прав, по мнению доцента кафедры теории и истории государства и права Тверского государственного университета кандидата юридических наук В.И. Крусса, вряд ли может быть квалифицирован в традиционной типологии прав человеСм.: Крусс В И Личностные («соматические») права человека в конституционном философско-правовом измерении: к постановке проблемы// Государство и право. 2000. № 10. |