Проверяемый текст
Дерипаско, Алексей Владимирович. Жизнь человека как фундаментальная естественно-правовая ценность (Диссертация 2004)
[стр. 336]

древнейших времен, а некоторые из них актуализированы временем и вызывают шок в сознании современного человека.
Эти права,
как уже отмечалось в научной литературе, определяются как «соматические».
Комплекс соматических прав, по мнению доцента кафедры теории и истории государства и права Тверского государственного университета, кандидата юридических наук В.
И.
Крусса, вряд ли может быть квалифицирован в традиционной типологии прав
человека как «личные», поскольку имеют своеобразные институциональные признаки*.
«Комплекс соматических прав не является элементом негативного статуса личности, природа их скорее
биополярна: здесь человек не только претендует на автономность поля своей юрисдикции, но и заявляет встречные соответствующие его намерениям пользователя позитивные претензии к обществу в плане их обеспечения и гарантирования.
Исключительно своеобразен здесь и предмет правовых притязаний: будучи лишь отчасти (потенциально) материальным, он вместе с тем принципиально определен персональными характеристиками правообладателя» .
Проблема соматических прав человека не является новой.
И ее решение вовсе неоднозначно.
Христианство, в том числе мораль католической церкви и протестантская этика решительно
выступают против допустимости биотехнологий в сфере пользования соматическими правами, выступают за их ограничение.
Они исходят из того, что «человек понастоящему человечен только тогда, когда он создан Богом и не пытается
О производить манипуляции с самим собой» .
Интерпретируя православную антропологию С.
Л.
Франка, и,
в частности, идеи, высказанные им в книгеф «Реальность и человек», следует сделать вывод о том, что государство и право обязаны ограждать жизнь людей от гибельных последствий их 1См.: Крусс В.
И.
Указ.
соч.
№ 10.
л Медицина, этика, религия и право: Матер, конф.
М., 2000.
С.
173-174.
См.: Медицина и права человека.
С.
43.
336
[стр. 114]

114 в полной мере реализованы.
Поэтому возникает настоятельная необходимость в дальнейшем совершенствовании Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.
§ 2.
Право на смерть в системе соматических прав человека В системе ценностей, которые лежат в основе нового мирового порядка, ведущее место занимают естественные и неотъемлемые права и свободы человека, который вправе потребовать их обеспечения.
Без этих прав и свобод человек не может осознавать себя таковым.
То общество, в котором человек осознал в полной мере эти права и естественные обязанности, мы вправе называть цивилизованным.
А государство, которое способствует осуществлению этих прав и обязанностей, гарантирует их соблюдение, мы называем правовым.
Среди многочисленных естественных и неотчуждаемых прав человека можно выделить группу таких, которые основываются на уверенности и праве человека распоряжаться своим телом: осуществлять его совершенствование, изменять функциональные возможности и расширять их медикаментозными средствами или с помощью новейших технологий.
К этим правам мы можем отнести право на смерть, право на изменение пола, на трансплантацию органов, тканей и генов человека, на искусственное оплодотворение, на стерилизацию и аборт, на клонирование и «объемное» виртуальное моделирование1.
Отдельные из этих прав были известны с древнейших времен, а некоторые из них актуализированы временем и вызывают шок в сознании современного человека.
Эти права
в научной литературе определяются как «соматические» («soma» в переводе с греч.
означает «тело»).
Комплекс соматических прав, по мнению доцента кафедры теории и истории государства и права Тверского государственного университета кандидата юридических наук В.И.
Крусса, вряд ли может быть квалифицирован в традиционной типологии прав
человеСм.: Крусс В И Личностные («соматические») права человека в конституционном философско-правовом измерении: к постановке проблемы// Государство и право.
2000.
№ 10.


[стр.,115]

115 ка как «личные», поскольку они имеют своеобразные институциональные признаки .
«Комплекс соматических прав не является элементом негативного статуса личности, природа их скорее
биполярна: здесь человек не только претендует на автономность поля своей юрисдикции, но и заявляет встречные соответствующие его намерениям пользователя позитивные претензии к обществу в плане их обеспечения и гарантирования.
Исключительно своеобразен здесь и предмет правовых притязаний: будучи лишь отчасти (потенциально) материальным, он вместе с тем принципиально определен персональными характеристиками правообладателя» .
Проблема соматических прав человека не является новой.
И ее решение вовсе не однозначно.
Христианство, в том числе мораль католической церкви и протестантская этика, решительно
выступает против допустимости биотехнологий в сфере пользования соматическими правами.
Они исходят из того, что «человек по-настоящему человечен только тогда, когда он создан Богом и не пытается
производить манипуляции с самим собой» .
Интерпретируя православную антропологию С.Л.
Франка, известного
русского религиозного философа, и, в частности, идеи, высказанные в его книге «Реальность и человек», следует сделать вывод о том, что государство и право обязаны ограждать жизнь людей от гибельных последствий их греховидной воли, ограничивать свободу их действий.
С.Л.
Франк пытался преодолеть вековой раздор между двумя верами —верой в Бога и верой в человека.
«Вера в самодержавно-неограниченную власть человека как высшего, самовластного хозяина своей жизни противоречиво сочетается с верой в служение неким абсолютным, не зависящим от самочинной человеческой воли, нравственным ценностям»4.
По его мнению, ограничение возможностей пользования соматическими правами есть ограждение жизни от табельных последствий греховной воСм.: Крусс В И Указ.
соч.
Медицина, этика, религия и право.
С.
173-174.
Медицина н права человека: Пер.
с фр.
М., 1992.
С.
43.
Франк С Л Реальность и человек.
СПб., 1997.
С.
5.

[Back]