Проверяемый текст
Дерипаско, Алексей Владимирович. Жизнь человека как фундаментальная естественно-правовая ценность (Диссертация 2004)
[стр. 351]

351 доставать того, чего никогда не было.
Такой человек тоже имеет право на жизнь, причем не как способность соответствовать эталону «здорового», а как возможность иметь жизненный опыт, данный природой.
Право на смерть в действительности это право человека решать свою судьбу самостоятельно и достойно.
Но, как и многие соматические права, это источник разногласий, особенно, когда смерть затрагивает интересы третьих лиц или может наступить только лишь с чьим-то активным вмешательством.
Вопрос о праве на смерть был вызван жестоким парадоксом, состоящим в том, что современная медицина может поддерживать жизнь в пациентах, не имеющих надежды на излечение.
Законодательство же в этой области еще очень несовершенно и работает неэффективно.
Возможно, когда законы станут яснее и конкретнее, многие семьи и родственники не будут больше наблюдать за страданиями их близких,
и при этом, будучи вовлечены в напряженные судебные тяжбы.
Закон, который
должен служить обществу, должен быть тесно связан с нравственностью.
И вместе с тем он не тождествен нравственности.
Нельзя забывать, что право, состоящее из законов, «есть низший предел или определенный минимум нравственности»1.
И потому совершенно прав был, на наш взгляд, Е.
Трубецкой, который писал, что задача права «не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царство Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад» .
Очевидно, речь должна идти о том, что право
может не только гарантировать соблюдение естественных прав и свобод человека, но и ограничивать действие тех из них, которые противоречат «идеальному Л началу святости» .
Свобода личности, которая не должна быть ограничена принудительно, включает в себя и свободу так называемой «греховной
і 2 3 См.: Соловьев В.
Оправдание добра // Сочинения: В 2 т.
М., 1988! Т.
1.
С.
448.
См.: Трубецкой Е.
Н.
Лекции по энциклопедии права.
М., 1913.
С.
25.

См.: Франк С.
Л.
Указ.
соч.
С.
284-288.
[стр. 127]

127 юридически не самостоятелен, т.е.
умственно не способен сделать осознанную, разумную оценку своего состояния? Довольно сложной для разрешения является ситуация с реализацией права на смерть людьми, которые в силу физических или психических недостатков не способны выразить свое мнение по поводу их дальнейшей жизни.
Встает вопрос, кто вместо такого больного должен решать вопрос о его судьбе: семья, суд, врач или комбинация этих трех субъектов? Иногда высказывается мнение, в соответствии с которым предлагается умерщвлять физически (слепых, глухих, немых, парализованных и т.д.) и психически неполноценных взрослых и детей.
По мнению представителей этой точки зрения, люди несчастны из-за своей неполноценности.
Но, может быть, несчастными ощущают себя не они, а те, кто ухаживает за ними? Как может быть человек несчастным из-за того, что он слеп от рождения или не может передвигаться, потому что родился без ног? Он несчастен и «жизнь его хуже смерти» лишь с точки зрения здоровых людей.
Ведь не может не доставать того, чего никогда не было.
Такой человек тоже имеет право на жизнь, причем не как способность соответствовать эталону «здорового», а как возможность иметь жизненный опыт, данный природой.
Право на смерть в действительности это право человека решать свою судьбу самостоятельно и достойно.
Но, как и многие соматические права, это источник разногласий, особенно когда смерть затрагивает интересы третьих лиц или может наступить только лишь с чьим-то активным вмешательством.
Вопрос о праве на смерть был вызван жестоким парадоксом, состоящим в том, что современная медицина может поддерживать жизнь в пациентах, не имеющих надежды на излечение.
Законодательство же в этой области еще очень несовершенно и работает неэффективно.
Возможно, когда законы станут яснее и конкретнее, многие семьи и родственники не будут больше наблюдать за страданиями их близких,
при этом будучи вовлеченными в напряженные судебные тяжбы.
Закон, который
обязан служить обществу, дол

[стр.,128]

128 жен быть тесно связан с нравственностью.
И вместе с тем он не тождествен нравственности.
Нельзя забывать, что право, состоящее из законов, «есть низший предел или определенный минимум нравственности»1.
И потому совершенно прав был, на наш взгляд, Е.
Трубецкой, который писал, что задача права «не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царство Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад» .
Очевидно, речь должна идти о том, что право
должно не только гарантировать соблюдение естественных прав и свобод человека, но и ограничивать действие тех из них, которые противоречат «идеальному началу святости» .
Свобода личности, которая не должна быть ограничена принудительно, включает в себя и свободу так называемой греховной
воли.
Свободное самоопределение человека возможно только как свободное самообуздание.
Поэтому защита со стороны закона естественных прав человека (в том числе и соматических), на наш взгляд, есть защита самой жизни, ограждение ее (жизни) от посягательств на нее, но сама эта жизнь должна быть, действительно, «даром Божьим».
И во имя такой жизни человек имеет право на достойную смерть.
И примеров в истории (в том числе и религиозной) реализации такого права немало.
Нам импонирует христианская позиция, которая была выражена профессором богословия В.И.
Несмеловым.
Он считает, что физическая смерть —это не столько переход в новую жизнь, сколько «последний момент действительной жизни» .
Это личностно-значимое событие.
И в православной этической традиции, по справедливому замечанию И.В.
Силуяновой, никогда не шла речь о том, что нельзя жертвовать собой во имя спасения жизни человека.
Сама жертвенная смерть Спасителя является свидетельством этической ценности самопожертвования.
Но самопожертвование как сознательное и добровольное действие человека исключает любое внушаемое воздействие и насилие.
Определенным видом нравственного наСочовьев В С Оправдание добра.
С.
448.
Трубайкой Е Н Лекции по энциклопедии права.
М., 1913.
С.
25.

3 Франк С Л Указ.
соч.
С.
284-288.
Нссисчов В И На>ка о человеке.
Казань, 1994.
С.
387.

[Back]