Проверяемый текст
Дерипаско, Алексей Владимирович. Жизнь человека как фундаментальная естественно-правовая ценность (Диссертация 2004)
[стр. 352]

воли».
Свободное самоопределение человека возможно только как свободное самообуздание.
Поэтому защита со стороны закона естественных прав человека (в том числе и соматических), на наш взгляд, есть защита самой жизни, ограждение ее (жизни) от посягательств на нее, но сама эта жизнь должна быть, действительно, «даром Божьим».

Во имя такой жизни человек имеет право на достойную смерть, и примеров в истории (в том числе и религиозной) реализации такого права немало.
Нам импонирует христианская позиция, которая была выражена профессором богословия В.
И.
Несмеловым.
Он считает, что физическая смерть это не столько переход в новую жизнь, сколько «последний момент действительной жизни» .
Это личностно-значимое событие.
И в православной этической традиции, по справедливому замечанию И.
В.
Силуяновой, никогда не шла речь о том, что нельзя жертвовать собой во имя спасения жизни человека.
Сама жертвенная смерть Спасителя является свидетельством этической ценности самопожертвования.
Но самопожертвование как сознательное и добровольное действие человека исключает любое внушаемое воздействие и насилие.
Определенным видом нравственного
насилия может стать превращение человеческой способности 2 к жертвенности в норму или правило, или новый критерий гуманности .
§
4.
Современные проблемы эвтаназии: законодательное признание или запрет Как уже отмечалось, одной из форм осуществления права на смерть является эвтаназия.
Для теории права (как, впрочем, и для биоэтики) проблема эвтаназии, и ее соотношение с законом, представляет особый интерес.

352 1См.: Несмелое В.
И.
Наука о человеке.
Казань, 1994.
С.
387.
См.: СилуяноваИ.
В.
Современная медицина и православие...
С.
167.
[стр. 128]

128 жен быть тесно связан с нравственностью.
И вместе с тем он не тождествен нравственности.
Нельзя забывать, что право, состоящее из законов, «есть низший предел или определенный минимум нравственности»1.
И потому совершенно прав был, на наш взгляд, Е.
Трубецкой, который писал, что задача права «не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царство Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад» .
Очевидно, речь должна идти о том, что право должно не только гарантировать соблюдение естественных прав и свобод человека, но и ограничивать действие тех из них, которые противоречат «идеальному началу святости» .
Свобода личности, которая не должна быть ограничена принудительно, включает в себя и свободу так называемой греховной воли.
Свободное самоопределение человека возможно только как свободное самообуздание.
Поэтому защита со стороны закона естественных прав человека (в том числе и соматических), на наш взгляд, есть защита самой жизни, ограждение ее (жизни) от посягательств на нее, но сама эта жизнь должна быть, действительно, «даром Божьим».

И во имя такой жизни человек имеет право на достойную смерть.
И примеров в истории (в том числе и религиозной) реализации такого права немало.
Нам импонирует христианская позиция, которая была выражена профессором богословия В.И.
Несмеловым.
Он считает, что физическая смерть —это не столько переход в новую жизнь, сколько «последний момент действительной жизни» .
Это личностно-значимое событие.
И в православной этической традиции, по справедливому замечанию И.В.
Силуяновой, никогда не шла речь о том, что нельзя жертвовать собой во имя спасения жизни человека.
Сама жертвенная смерть Спасителя является свидетельством этической ценности самопожертвования.
Но самопожертвование как сознательное и добровольное действие человека исключает любое внушаемое воздействие и насилие.
Определенным видом нравственного
наСочовьев В С Оправдание добра.
С.
448.
Трубайкой Е Н Лекции по энциклопедии права.
М., 1913.
С.
25.
3 Франк С Л Указ.
соч.
С.
284-288.
Нссисчов В И На>ка о человеке.
Казань, 1994.
С.
387.


[стр.,129]

129 силия может стать превращение человеческой способности к жертвенности в норму или правило, или новый критерий гуманности .
§
3.
Эвтаназия и закон Как уже отмечалось, одной из форм осуществления права на смерть является эвтаназия.
Для теории права (как, впрочем, и для биоэтики) проблема эвтаназии и ее соотношение с законом представляет особый интерес.

Эвтаназия составное слово греческого происхождения совместившее в себе два понятия: «эв» (эй, эу) хороший, благой и «танатос» смерть, т.е.
«хорошая, благая смерть» .
В научной литературе существуют различные написания этого термина.
Так, А.П.
Громов пишет об эйтаназии .
Такой же термин использует в своих работах А.П.
Зильбер .
С.Г.
Стеценко пользуется термином «эвтана5 6 зия» .
Также поступают А.Я.
Иванюшкин, Б.Г.
Юдин .
Этический кодекс российского врача в ст.
14 предусматривает: «Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии» .
В последнем издании Большой медицинской энциклопедии говорится: «Эйтаназия намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий» .
Следует заметить, что в научной литературе и законодательстве некоторых зарубежных стран имеются иные трактовки эвтаназии.
Так, в словаре О.
Рота «Клиническая терминология» дается такое определение: «Euthanasia —легкая, прекрасная смерть, облегчение умираСм.: Силуянова И В.
Указ.соч.
С.
167.
Сальников ВП., Кузнецов Э В., Старовойтова О.Э.
Правовая танатология.
СПб., 2002.
С.
70.
См.: Громов А.П Эйтаназия // Судебно-медицинская экспертиза.
1992.
№ 4.
С.
5.
См.: Зильбер А.П Трактат об эйтаназии.
Петрозаводск, 1998.
С.
20.
См.: Стеценко С Г.
Трансплантация органов и тканей человека (теоретикоправовой аспект): Лвтореф.
дис....
канд.
юрид.
наук.
СПб., 1998.
С.12.
См.: Введение в биоэтику.
С.
282-283.
Этический кодекс российского врача.
М., 1995.
С.
11.
Большая медицинская энциклопедия.
М., 1986.
Т.
27.
С.
555.

[Back]