Проверяемый текст
Дерипаско, Алексей Владимирович. Жизнь человека как фундаментальная естественно-правовая ценность (Диссертация 2004)
[стр. 392]

совершенствованию нормативных актов в этой области, формированию соответствующих правовых отношений.
Определяя смерть, следует говорить не только о физической, биологической, психической, социальной, но и юридической смерти.
Юридическая смерть есть признание гражданина умершим на основании судебного решения в соответствии со ст.
45
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определение критериев смерти очень важно для правовой теории и юридической практики.
Одной из побудительных причин активного обсуждения критериев смерти в наши дни является потребность в органах
и тканях человека для трансплантации.
«Смерть мозга» как критерий смерти считается последним словом в науке.
Однако споры не перестают утихать.
Современные американские биоэтики (Д.
Уилкер и Д.
Брок) выступают зау дальнейшее изменение определения критерия смерти.
Новое определение опирается на понятие «кортикальная смерть».
Концепция такова: дышащее тело представляет собой «живые останки» пациента.
В соответствии с этим в современной медицине складывается такое положение, когда в силу объективных причин тезис, выражающий требование бороться за жизнь больного до последнего вздоха, утрачивает универсальную применимость.
На наш взгляд, определение момента смерти имеет много условностей.
И даже констатация современным законодательством смерти человека на основании диагноза «смерти мозга» является юридической фикцией.

Необходимо включить в Основы законодательства РФ об охране
граждан требования о продолжении медицинских мероприятий по «оживлению» в отношении пациентов после наступления так называемой церебральной (мозговой) смерти в определенных случаях.
392
[стр. 107]

107 енты находятся в состоянии кортикальной смерти до тех пор, пока они не перейдут к состоянию полной смерти мозга.
Определение смерти и с позиций юриспруденции, и с позиций медицины имеет большую теоретическую и практическую значимость.
До каких пор врач должен бороться за продление человеческой жизни? Если происходит констатация наступления смерти, то как следствие этого должны быть прекращены всяческие усилия по поддержанию жизни.
Иначе, коль скоро констатируется смерть, тем самым признается бесполезным всякое дальнейшее лечение.
Определение смерти важно и в том смысле, что оно призвано ограничить усилия медиков и тем самым предотвратить ситуации, когда оттягивание смертного часа превращается в самоцель.
«А такое вполне возможно, и мотивом для этого может быть либо исследовательский интерес медиков, изучающих процесс умирания человеческого организма и возможности его приостановки или даже обращение вспять, либо, если лечение оплачивается родственниками пациента или страховой компанией, интерес чисто коммерческий» .
В любом случае, в современной медицине складывается такое положение, когда в силу объективных причин тезис, выражающий требование бороться за жизнь больного до последнего вздоха, утрачивает универсальную применимость.
В судебной практике встречается немало случаев, когда родственники безнадежно больного требовали прекратить жизнеподдерживающее лечение и дать возможность спокойно умереть близкому человеку.
С юридических позиций констатация смерти влечет за собой необходимость решения проблемы ответственности (нравственной и правовой).
Как только консилиум специалистов констатирует прекращение функций головного мозга, появляются юридические основания говорить о смерти человека.
Введение в биоэтику / Под.
ред.
Б.Г.
Юдина.
М., 1998.
С.
271.


[стр.,108]

108 Определение момента смерти имеет много условностей.
И даже констатация современным законодательством смерти человека на основании диагноза смерти мозга является юридической фикцией.

Принимая во внимание проводимые эксперименты по «оживлению» мозга (посредством электростимуляции), следует полностью согласиться с мнением В.Н.
Соловьева о необходимости включения в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан требования о продолжении медицинских мероприятий («оживление») в отношении пациентов после наступления так называемой церебральной (мозговой) смерти в двух случаях: 1.
По просьбе близких родственников пациента, названных в законе, в порядке оказания медицинских услуг в целях «оживления» мозга; 2.
По инициативе медицинского учреждения и с согласия указанных лиц в порядке проведения медицинского эксперимента.
Факт смерти пациента не может констатироваться до прекращения указанных медицинских мероприятий или наступления истинной (биологической) смерти пациента .
Определение смерти в теории права имеет особый смысл.
Мы имеем в виду, прежде всего, определение смерти как юридического факта.
Известно, что под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий возникновение, изменение или прекращение правовых отношений .
Корни понятия «юридический факт» уходят в глубь истории юридической науки.
Еще в римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений.
В Инструкциях Гая, Юстиниана их четыре: контракт, квази-контракт, деликт, квазиделикт.
Затем стали выделять пятое основание —одностороннюю сделку.
УпоСм.: Соловьев В Н.
Медицина и гражданское право // Медицина, этика, религия и право.
С.
39.
См., напр.: Общая теория государства и права: Акад.
курс: В 2 т.
М., 1998.
Т.
2: Теория права.
С.
281; Сырых В Л/ Теория государства и права.
М., 1998.
С.
291.


[стр.,156]

156 —предусмотреть в законодательстве защиту права на неповторимость и предупредить дискриминацию по признаку генетических характеристик, особенно в сфере биомедицинских технологий (в частности, таких как клонирование человека); —распространить человеческое достоинство на нерожденного человека эмбрион (0-8 недель) и плод (с 8 недель до рождения); —запретить создание химер (например, путем межвидового или межродового клонирования).
15.
Определяя смерть, следует говорить не только о физической, биологической, психической, социальной, но и юридической смерти.
Юридическая смерть есть признание гражданина умершим на основании судебного решения в соответствии со ст.
45
ГК РФ.
Определение критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий очень важно для правовой теории и юридической практики.
Одной из побудительных причин активного обсуждения критериев смерти в наши дни является потребность в органах,
тканях и генах умирающих для трансплантации.
Нехватка трансплантатов сегодня особенно остро ставит вопрос о жизни и смерти, о том, что считать объективным критерием смерти.
На наш взгляд, определение момента смерти имеет много условностей.
И даже констатация современным законодательством смерти человека на основании диагноза «смерти мозга» является юридической фикцией.
Необходимо включить в Основы законодательства РФ об охране
здоровья граждан от 22 июля 1993 г.
№5487-1 требования о продолжении медицинских мероприятий по «оживлению» в отношении пациентов после наступления после наступления так называемой церебральной (мозговой) смерти в определенных случаях.
В теории права определение смерти как юридического факта имеет особый смысл.
Смерть может быть рассмотрена как юридический факт —со

[Back]