Проверяемый текст
Худяков Алексей Валерьевич. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних (Диссертация 2003)
[стр. 207]

• Сопереживание, умение оказывать психологическую и социальную поддержку; • Формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, способности адекватно управлять собой, изменять себя и т.д.
• Развитие стратегий высоко функционального поведения и навыков.
3.2.6.
Специфика социально-психологической помощи родителям по профилактике подростково-молодежной аддитивности Важным направлением реабилитационной программы является психолого-педагогическое консультирование его родителей, которое должно носить интенсивный характер, максимально приближенный к проблемам конкретной семьи.
Одной из важнейших задач
этого консультирования является обучение поддержанию нормального контакта в семье.
Большинство родителей, приходящих на первичную беседу куратору,
не имеет достаточных представлений не только о проблемах своих детей, но и о проблемах аддикции в целом, ссылаясь на отсутствие информации, что недостаточно убедительно, поскольку в настоящее время проблеме наркомании уделяется много внимания в СМИ.
Эта тенденция характерна не только для семей с низким образовательным уровнем, но и для высокоинтеллектуальных родителей.

Указанные обстоятельства требуют проведения информирования по проблеме зависимостей.
Для экономии времени во время первичной беседы им предлагается прочитать по усмотрению
куратора одну из существующих на эту тему книг для родителей.
При следующей встрече обсуждаются темы, которые остались неясными после ее прочтения.

Для работы с родственниками кураторам предлагаются также экспериментельно-психологические исследования, которые выполняли также и подростки, находящиеся на реабилитации в стационаре: иерархия жизненных ценностей заполняется родственниками от своего имени и от 207
[стр. 222]

222 В силу этих причин родители в период госпитализации приходят для беседы с врачом в лучшем случае только один раз, а из отдаленных сельских районов нередко не являются совсем, объясняя это отсутствием свободного времени.
Приблизительно в каждом десятом случае они стараются задержать подростка в стационаре как можно дольше и под любыми предлогами не приходят за ними для выписки, требуя от врача «понять их положение».
Возникающая ремиссия вновь приводит к слиянию и возвращению к предыдущим этапам.
Фаза гиперконтроля часто может проявляться повышенными требованиями к подростку, попытками «наверстать упущенное в воспитании», что вызывает напряженные отношения и является одним из факторов рецидива.
Фаза экстернализации характеризуется доминирующим положением больного в семье, что позволяет ему манипулировать родителями, отношения с которыми складываются по принципу «пусть делает, что хочет, лишь бы не кололся».
Такое положение, как правило, существует не более 3-4 месяцев, а затем следует рецидив.
Наиболее эффективной в преодолении этих проблем представляется семейная психотерапия, в том числе и групповая, которой, однако, препятствуют организационные сложности: группа может функционировать только в вечернее время и в выходные дни.
В Иванове такие группы создаются почти исключительно лишь в рамках платного лечения, что является сильным стимулирующим фактором как для родственников, так и для ведущего группу.
В остальных случаях речь идет о краткосрочной индивидуальной психотерапии, приближающейся к психологическому консультированию.
Учитывая вышеизложенное, психотерапия должна носить интенсивный характер, максимально приближенный к проблемам конкретной семьи.
Одной из важнейших задач
ее является обучение поддержанию нормального контакта.
Большинство родителей, приходящих на первичную беседу к
врачу, не имеет достаточных представлений не только о проблемах своих детей, но и о проблемах аддикции в целом, ссылаясь на отсутствие информации, что недос

[стр.,223]

таточно убедительно, поскольку в настоящее время проблеме наркомании уделяется много внимания в СМИ.
Эта тенденция характерна не только для семей с низким образовательным уровнем, но и для высокоинтеллектуальных родителей.

По признанию матери больной, работающей в сфере искусства, она была в шоке, когда дочь на приеме у нарколога «стала говорить о каких-то «чеках».
Другой больной, признавшись родителям в употреблении наркотиков (увидели следы инъекций), в течение года обманывал их, говоря, что «колется эпизодически, поэтому зависимости нет».
Указанные обстоятельства требуют проведения информирования по проблеме зависимостей.
Для экономии времени во время первичной беседы им предлагается прочитать по усмотрению
врача одну из существующих на эту тему книг для родителей.
При следующей встрече обсуждаются темы, которые остались неясными после ее прочтения.

С.Б.Ваисов и С.А.Кулаков (2000) предлагают использовать методы психологической диагностики в психотерапии больных зависимостями.
Мы использовали этот прием для работы с родственниками, предлагая им следующие экспериментельно-психологические исследования, которые выполняли также и подростки: иерархия жизненных ценностей заполняется родственниками от своего имени и от имени подростка; методика Дембо-Рубинштейн (модифицированный вариант 9 шкал) также заполняется от имени подростка и сравнивается с мнением родителей; аналогично выполняется проксемический тест «Я и мое окружение», отражающий степень близости с родителями, друзьями, учителями и др.
Результаты указанных исследований затем сравниваются с результатами аналогичных методик, выполненных самим подростком.
Это позволяет судить о том, как родители оценивают своего ребенка, насколько хорошо они его знают.
Как правило, родители при этом совершают ряд открытий: в частности, узнают о том, что несмотря на конфликтные отношения, они остаются (чаще мать) ему самыми близкими людьми, что самооценка подростка гораздо ниже,

[Back]