Проверяемый текст
Худяков Алексей Валерьевич. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних (Диссертация 2003)
[стр. 30]

массивной пропаганды спиртного в СМИ уже не воспринимаются столь остро.
Результаты исследований о влиянии рекламы на потребление алкоголя дали неоднозначные результаты.
Однако доказано, что реклама более явно действует на молодежь, формируя ее взгляды постепенно (Ткаченко Г.Б., 1998).

Общепринятым является мнение, что система взаимоотношений является одним из важнейших факторов, влияющих как на приобщение молодежи к ПАВ, так и оказывающих профилактическое действие.
По данным С.А.Бадмаева (1997), подростки, употребляющие ПАВ, характеризуются нарушением системы отношений, имея в этом сходство с больными неврозами.
Нарушение их коммуникативных функций обусловлены позицией «Я хороший, вы плохие» (Дмитриева Т.Н., 1998).

Отдалением от окружающих можно объяснить низкую осведомленность (менее половины случаев) родителей и друзей о приеме наркотиков (Левин Б.М., Левин М.Б., 1991).

Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности.
Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт “оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям” (Короленко Ц.П.
Работоголизм респектабельная форма аддиктивного поведения.
Обозр.
психиат.
и мед.
психол., 1993/4, с.
18).
Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи.
Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован.
Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию.
Страшно то, что зо
[стр. 39]

1 * Роль средств массовой информации в формировании жизненных стереотипов несомненна, однако она не так прямолинейна и непосредственна, как это кажется на первый взгляд.
Осуждаемые некоторыми авторами (Копыт Н.Я., Сидоров П.И., 1986) эпизоды демонстрации алкогольных традиций в советских фильмах, сегодня на фоне массивной пропаганды спиртного в СМИ уже не воспринимаются столь остро.
Результаты исследований о влиянии рекламы на потребление алкоголя дали неоднозначные результаты.
Однако доказано, что реклама более явно действует на молодежь, формируя ее взгляды постепенно (Ткаченко Г.Б., 1998).

Таким образом, мнения авторов о факторах, способствующих АП и формированию зависимости весьма противоречивы.
1.9.
Аддиктивная личность 1.9.1.
Основные характерологические особенности По мнению А.Д.Борохова и Д.Д.Исаева (1989), характерологические особенности преобладают над средовыми факторами в генезе аддиктивного поведения у подростков.
Исследование преморбида подростков, злоупотребляющих ПАВ, показало, что среди них по сравнению с контрольной группой чаще встречались такие отклонения, как задержка психического развития, олигофрения, невротичекие реакции, энурез, расстройства поведения, ПХФЛ (Братусь Б.С., 1988; Сидоров П.И., Митюхляев А.В.,1988; Макаров В.В.,1988; Волкова Т.З., Лиленко М.Г.
1989; Кулаков С.А.,1989; Степанов А.Ф., Владимиров Б.С., 1991; Абшаихова У.А., Сиро I 11 А., 1991; Н.Е.Кулагина и др., 2000), а также психопатии и эндогенные щ.
.ческие заболевания (Кривенков А.Н., Фарнасова И.В., Новикова Л.П., 1988В1пте $Н.В., 1989).
О.А.Малахова (1995) выявила у 45% подростков, злоуло1, ч оляющих наркотиками, ПХФЛ, неврозы и органические заболевания головного мозга.
По данным Е.А.Брюна (1996), эти отклонения встречаются у 80% подростков, госпитализированных в наркологические клиники.
Н.Я.Оруджев, О.А.Жигунова (1999) выявили их у 92% детей и подростков с АП.
На важную роль патохарактерологических уклонений в генезе зло

[стр.,47]

нзд?яя?яг'»" ,''ГГ'Ч Т4*’V" идеалом, который недостижим (Ялтонский В.М., Сирота Н.А., 1991; Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1998).
Л.В.Бородзина, Е.А.Залученова (1993) установили, что индекс личностной тревожности находится в прямой зависимости от степени расхождения уровня самооценки и уровня притязаний.
В связи с этим аддиктивная личность характеризуется повышенной тревожностью, которая смягчается алкоголем (Шайдукова Л.К., 1991).
Противоречивые мнения о самооценке подростков, употребляющих ПАВ, видимо, связаны с тем, что среди них присутствуют две культуральные группы: собственно наркоманическая и делинквентная.
Первая характеризуется потребностью в самоутверждении, поиском своей идентичности, бунтом против общества, а вторая распадается на две подгруппы: акселераты с усилением влечений и эпилептоидностью в характере, ретарданты с эмоциональной лабильностью и беззаботностью (Лавкай И.Ю., Александров А.А., 1992).
К подобным выводам приходит и Т.В.Иванова (1991).
Таким образом, несмотря на большое число работ, изучение роли личности в АП и развитии зависимости, остается весьма актуальным.
1.9.3.
Система взаимоотношений Система отношений является одним из важнейших факторов, влияющих как на приобщение подростков к ПАВ, так и оказывающих профилактическое действие.
По данным С.А.Бадмаева (1997), подростки, употребляющие ПАВ, характеризуются нарушением системы отношений, имея в этом сходство с больными неврозами.
Нарушение их коммуникативных функций обусловлены позицией «Я хороший, вы плохие» (Дмитриева Т.Н., 1998).

Наиболее интенсивное влияние на подростков, употребляющих наркотики, оказывают (в порядке убывания): друзья по наркоманической группе, остальные друзья, семья, класс, тогда как на подростков, не вовлеченных в употребление ПАВ, друзья и семья (Иванов А.В., 2000).
У больных наркоманией отмечается «увеличение дистанции непонимания с окружающими» (Яцков П.Л., 1998).
В то же время укорочение дистанции .Е.ч..ЦЬ^»“ »-*'ЧДОц^^ВДРЯИрД1 47

[стр.,48]

48 общения с наиболее значимыми представителями окружения по мере углубления зависимости (Ялтонский В.М., Сирота Н.А., 1991) и нарастание конфликтности, что отражает неосознанный призыв о помощи.
Конфликтными сферами у наркотизирующихся подростков являются следующие: сфера «Я» (чувство вины, страхи и опасения, нарушенная самооценка, усугубляющиеся по мере формирования наркомании), сфера отношений с отцом и мужчинами, далее сфера конфликтов с матерью, жизненными целями, семьей, прошлым и будущим (Ялтонский В.М., Абшаихова У.А., Сирота Н.А., 1992).
В целом же подростки потребители наркотиков оказались неспособны дифференцировать круг близких друзей (Сирота Н.А., 1987).
Вместе с тем, значительные нарушения у подростков с аддиктивным поведением выявлены в эмоциональном общении с родителями, выражающиеся в ригидных, авторитарных способах функционально-ролевого взаимодействия, обоюдного снижения потребности в общении (Курек Н.С., 1997).
Большинство их было не удовлетворено взаимоотношениями с родителями (ОеСа1о Б.А.
е1 а1., 2001).
Однако, несмотря на это, наиболее устойчивой из социально приемлемых остается все-таки связь с родителями, выступающая в качестве основного канала восстановления социально здоровых отношений (Калиниченко О.А., Лактионов А.Н., 1990) Только у 11% подростков, злоупотребляющих алкоголем, отношения в семье нормальные (Резник В.А., 1989).
По данным У.А.Абшаиховой (1992), у подростков-мальчиков, потребляющих гашиш, конфликтные отношения в семье отмечены у 48%, в коллективе у 51%, с педагогами и администрацией у 67%.
Положительным отношением к учебе характеризовались только 27%.
Отдалением от окружающих можно объяснить низкую осведомленность (менее половины случаев) родителей и друзей о приеме наркотиков (Левин Б.М., Левин М.Б., 1991).

Во взаимоотношениях с родителями старшие подростки, страдающие наркоманией, застревают на инфантильных формах реагирования в виде реакций эмансипации.
Затруднен поиск референтной группы сверст

[Back]