Проверяемый текст
Худяков Алексей Валерьевич. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних (Диссертация 2003)
[стр. 38]

четкой зависимости родительской жестокости и потребления подростками ПАВ.
Формирование АП связывают как с гиперпротекцией (Битенский В.С.
и др., 1989), так и с гипоопекой (Абшаихова У.А., 1992; Найденов О.В., 1992).
И.В.Макшанцева, Г.Я.Лукачер, В.А.Чудновский (1989) видят связь такого воспитания с невысоким образованием и низким культурным уровнем родителей.

1.2.3.
Социально-психологические особенности адднктивной личности Особенно важным, но и весьма сложным является вопрос о личностных предпосылках употребления наркотиков в подростковом и юношеском возрасте.
Сложность этого вопроса, прежде всего, кроится в том, что именно в этом возрастном периоде происходит активное формирование личностных структур, которые характеризуются максимальной изменчивостью в сравнении с другими периодами жизни человека.
Именно поэтому не всегда легко сказать действительно ли та или иная личностная черта стала психологической предпосылкой аддиктивного поведения.
Кроме того, описывая подобные характерологические свойства, мы, так или иначе, рискуем перепутать их преморбидные особенности с личностными характеристиками, выступающими как результат деформирующего влияния использования наркотиков.
Тем не менее, обобщая весьма разнообразный и часто противоречивый эмпирический материал, можно констатировать, что целый ряд характерологических особенностей при определенном стечении неблагоприятных обстоятельств может послужить одной из предпосылок употребления психоактивных веществ, при прочих равных условиях.
По мнению АДБорохова и ДДИсаева (1989), характерологические особенности преобладают над средовыми факторами в генезе аддиктивного поведения у подростков.

По данным А.Е.Личко и Л.Чебуркова (1989), потребители наркотических и токсических веществ чаще, по сравнению с контрольной группой, характеризуются акцентуациями характера
38
[стр. 38]

38 На роль жестокости в формировании последующей аддикции указывают В.С.Битенский и др.
(1989, 1991), Л.И.Булотайте (1989), У.А.Абшаихова (1992), Э.У.Смит (1991), К.ЖВ1ат (1987) и др.
Однако исследования Н.С.Курека (1997) не выявили четкой зависимости родительской жестокосги и потребления подростками ПАВ.
Формирование АП связывают как с гиперпротекцией (Битенский В.С.
и др., 1989), так и с гипоопекой (Абшаихова У.А., 1992; Найденов О.В., 1992).
И.В.Макшанцева, Г.Я.Лукачер, В.А.Чудновский (1989) видят связь такого воспитания с невысоким образованием и низким культурным уровнем родителей.

1.8.3.
Другие факторы, способствующие приобщению к ПАВ Существует традиционное мнение, что к употреблению ПАВ предрасполагает «проблема свободного времени» (Копыт Н.Я., Сидоров П.И., 1986).
Однако А.Е.Личко и В.С.Битенский (1991) высказывали сомнение в значимости этого фактора.
Б.М.Левин (1998) обращает внимание на неоднозначность роли социальных факторов, влияющих на потребление алкоголя, в частности, таких, как жилищные и материальные условия.
Проблема досуга в б шьшей степени связана не с отсутствием условий для его проведения, а с ’ „ ;<особностью его организовать.
Низкую общественно-полезную занятость подростков, употребляющих ПАВ, отмечают Р.К.Янсупов и др.
(1989).
В связи с вышеизложенным представляется достаточно спорным отнесение к факторам, способствующим переходу аддиктивного поведения в болезнь (Носачев Г.Н., Тютина Г.М., 1998), таких как: самостоятельный заработок; экономическое неблагополучие в обществе, школе, семье; изначально малая толерантность (устойчивость) к наркотикам.
1Х.Кипг, КСпезЬгесЫ; (1999) не выявили влияния социально-экономического статуса на приобщение к алкоголю.
Повышает риск приобщения к алкоголю также миграция, связанная с нахождением в иной культурной среде (СЬегрке1 СХ, 2001), а также наличие пьющих друзей (Апга-Сагс1епа1 С., ЫеЬо1-Ас1е11 М., 2000).


[стр.,39]

1 * Роль средств массовой информации в формировании жизненных стереотипов несомненна, однако она не так прямолинейна и непосредственна, как это кажется на первый взгляд.
Осуждаемые некоторыми авторами (Копыт Н.Я., Сидоров П.И., 1986) эпизоды демонстрации алкогольных традиций в советских фильмах, сегодня на фоне массивной пропаганды спиртного в СМИ уже не воспринимаются столь остро.
Результаты исследований о влиянии рекламы на потребление алкоголя дали неоднозначные результаты.
Однако доказано, что реклама более явно действует на молодежь, формируя ее взгляды постепенно (Ткаченко Г.Б., 1998).
Таким образом, мнения авторов о факторах, способствующих АП и формированию зависимости весьма противоречивы.
1.9.
Аддиктивная личность 1.9.1.
Основные характерологические особенности По мнению А.Д.Борохова и Д.Д.Исаева (1989), характерологические особенности преобладают над средовыми факторами в генезе аддиктивного поведения у подростков.
Исследование преморбида подростков, злоупотребляющих ПАВ, показало, что среди них по сравнению с контрольной группой чаще встречались такие отклонения, как задержка психического развития, олигофрения, невротичекие реакции, энурез, расстройства поведения, ПХФЛ (Братусь Б.С., 1988; Сидоров П.И., Митюхляев А.В.,1988; Макаров В.В.,1988; Волкова Т.З., Лиленко М.Г.
1989; Кулаков С.А.,1989; Степанов А.Ф., Владимиров Б.С., 1991; Абшаихова У.А., Сиро I 11 А., 1991; Н.Е.Кулагина и др., 2000), а также психопатии и эндогенные щ.
.ческие заболевания (Кривенков А.Н., Фарнасова И.В., Новикова Л.П., 1988В1пте $Н.В., 1989).
О.А.Малахова (1995) выявила у 45% подростков, злоуло1, ч оляющих наркотиками, ПХФЛ, неврозы и органические заболевания головного мозга.
По данным Е.А.Брюна (1996), эти отклонения встречаются у 80% подростков, госпитализированных в наркологические клиники.
Н.Я.Оруджев, О.А.Жигунова (1999) выявили их у 92% детей и подростков с АП.
На важную роль патохарактерологических уклонений в генезе зло

[стр.,40]

40 употребления ПАВ подростками указывают Р.К.
СИапсо1а, А.М.Рагкег (2001).
В.Т.Кондрашенко (1988) у 42% подростков, страдающих алкоголизмом и направленных в стационар, выявил психопатию, у 16% резидуальноорганические поражения ЦНС с психопатизацией личности, у 12% олигофрению.
Близкие данные получены В.Г.Москвичевым (1990), а также И.Г.Калачевой, А.Г.Мазур (1997) при обследовании мальчиков, госпитализированных по поводу употребления ЛОВ.
На высокую частоту органического поражения ЦНС у алкоголизирующихся подростков указывали А.Е.Личко, В.С.Битенский (1991), Е.Д.Дмитриева (1992).
Частую встречаемость психопатических черт в преморбиде (2/3) подростков мужского пола с алкоголизмом и преклиническими стадиями выявил A.
Л.Игонин (1989), при этом по сравнению со взрослыми больными чаще диагностировался неустойчивый тип личности.
На особую роль психопатий и психопатоподобных состояний возбудимого круга в генезе алкогольной зависимости у подростков указывает Н.Я.Оруджев (2001).
Этот же тип, по данным B.
М.Ялтонского и Н.А.Сирота (1991), выявлен в преморбиде большинства больных гашишной наркоманией (как и в целом среди потребителей ПАВ).
Несколько реже были выявлены такие типы личности, как возбудимый и истероидный (Адылов Д.У., 1987; Дурандина А.И., Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1992; Соколова Е.П., 1995).
По данным А.Е.Личко и Л.Чебуркова (1989), потребители наркотических и токсических веществ чаще, по сравнению с контрольной группой, характеризуются акцентуациями характера
соответственно 93% и 60%, при этом отмечено относительное преобладание неустойчивого, шизоидного и эпилептоидного типов.
Т.В.Иванова (1991) выявила наличие акцентуации у 93% юношей гашишных наркоманов и у 73% потребителей без зависимости, при среднепопуляционном уровне акцентуаций 63%.
Однако наиболее распространенной формой в обеих группах оказались эпилептоидная и истероидная, а неустойчивая и конформная встречались реже, чем в популяции.
Среди наркоманов достоверно чаще встречался лабильный и психастенический

[Back]