Проверяемый текст
Катрин Кучта-Хелблинг, ´ТЕНЕВОЙ СЕКТОР В СТРАНАХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ДЕМОКРАТИИª АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ // 2000
[стр. 86]

свое предназначение, обязано осуществлять это вмешательство, и в том, насколько эффективно оно осуществляется.
В аналитическом отчете108 "Теневой сектор в странах развивающейся демократии", подготовленном Центром международного частного предпринимательства (CIPE), дан анализ экономических причин развития "теневой экономики" (бизнеса), следовательно и коррупции.
Рассмотрим эти причины подробнее.
Многие эксперты считают, что высокие ставки налогообложения вызывают уклонение от налогов и активизацию теневой деятельности109.
Высокие налоги снижают норму прибыли, а значит, и заинтересованность в том, чтобы осуществлять коммерческую деятельность официально, и в коммерческой деятельности вообще.

Однако связь между ставками налогообложения и размерами теневого сектора довольно сложна.

Джонсон и соавторы (1999 г.) пришли к выводу, что в США налоги сравнительно высоки, а теневой ссктор невелик110, и что в некоторых случаях снижение налогов может вызвать рост теневого сектора.
Кроме того, разные виды налогов и разные ставки налогообложения по-разному влияют на налоговое бремя предприятий и на размеры теневого сектора.
Результаты этого исследования говорят о том, что учрежденческие факторы (например, деятельность налоговых ведомств) могут влиять на размеры теневого сектора,
но меньшей мере, в такой же степени, как ставки налогообложения.
Отсутствие четких и надежных прав на владение собственностью отбивает желание регистрировать собственность, мешает получению кредитов и преобразованию активов в производительный капитал.
Заемщики обязаны иметь собственность, которую можно было бы использовать в качестве залога, иначе кредит не будет предоставлен или будет предоставлен под слишком высокие проценты.
Кроме того, отсутствие четких и надежных прав собственности делает невозможным существование законодательства о защите
иссобственнических прав.
В результате предприниматели обязаны физически закладывать свои немногие активы для получения кредитов, и кредиты получаются слишком дорогими.

icitОтчет подготовлен для семинара "Проблемы участия в легальной экономической и политической деятельности.
Теневой сектор экономики стран с развивающейся демократией1'.
Сан-Паулу, Бразилия, ноябрь 2000 г.
109См., например: Schneider F.
1994.
"Measuring the Si2Cand Development of the Shadow Economy.
Can the Causes be Found and the Obstacles be Overcome?" In Hermann Brandstaetter and Werner Guth, eds., Essays on Economic Psychology.
Berlin: Springer Publishing Co., 193-212.
1997.
The Shadow Economies of Western Europe." Journal of the Institute of Economic Affairs, 17,3,42-8.
Tanzi Vito 1999."Uses and abuses of estimates of the underground economy.” Economic Journal: thejournal of the Royal Economic Society, 109: 338-47, June.
Johnson S., Kaufmann D., and Shleifer A.
1997.
"The Unofficial Economy in Transition.” Brookings Papers on Economic Activity, 2:159-239.
Johnson S., Kaufmann D.
and Zoido-Lobaton P.
1999.
"Corruption, Public Finances and the Unofficial Economy." The World Bank Policy Research Working Paper Series, 2169.
Gwartney J.
and Lawson R.
1996.
"Economic Freedom and the Growth of Emerging Markets." CIPE, Economic Reform Today, I.
110Возможно, потому, что целью высоких налогов является обеспечить высокое качество товаров, и ввиду этого они способствуют легальной деятельности (Джонсон и соавторы, 1999).
[стр. 22]

22 другие).
Высокие налоги снижают норму прибыли, а значит, и заинтересованность в том, чтобы осуществлять коммерческую деятельность официально, и в коммерческой деятельности вообще
(см.
Gwartney и Lawson, 1996).
Однако связь между ставками налогообложения и размерами теневого сектора довольно сложна.

Johnson и соавторы (1999) пришли к выводу, что в США налоги сравнительно высоки, а теневой сектор невелик,39 и что в некоторых случаях снижение налогов может вызвать рост теневого сектора.
Кроме того, разные виды налогов и разные ставки налогообложения по-разному влияют на налоговое бремя предприятий и на размеры теневого сектора.
Результаты этого исследования говорят о том, что учрежденческие факторы (например, деятельность налоговых ведомств) могут влиять на размеры теневого сектора,
по меньшей мере, в такой же степени, как ставки налогообложения.40 (К этому вопросу мы вскоре вернемся).
5.1.2.
Трудовое законодательство.
Одной из причин больших размеров и постоянного роста теневой сферы является обременительное трудовое законодательство.41 Как пишет Lagos (1992), выполнение трудового законодательства является значительным постоянным бременем для предприятий, в отличие от ставок налогообложения, которые могут изменяться.
Поэтому первое является более обременительным для предприятий с небольшим доходом.42 Для измерения последствий требований законодательства для рынков труда Рама (1995) разработал соответствующий индекс и разделил полученные результаты на показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, чтобы учесть специфику разных стран при оценке данных производительности труда.
Указанный коэффициент имеет восемь составляющих: • количество дней ежегодного оплачиваемого отпуска; • количество дней отпуска по беременности и родам; • отчисления на социальное страхование в процентах от заработной платы43 ; • число государственных служащих в процентах от общего числа работающих; 39 Возможно, потому, что целью высоких налогов является обеспечить высокое качество товаров, и ввиду этого они способствуют легальной деятельности (Johnson и соавторы, 1999).
40 Недавнее исследование (Djankov и соавторы, 2000) показало, что главная трудность выхода на рынок для новых предприятий заключалась не столько в налоговых процедурах, сколько в административных формальностях, необходимых для получения регистрационного свидетельства.
41 Tokman (1992) связывает это с конкурентным характером мировой экономики и считает, что это давление привело к реорганизации и децентрализации производственных процессов и бизнес-стратегий – к заключению соглашений с теневой сферой, чтобы не подчиняться обременительным трудовым правилам, навязываемым профсоюзами.
Заключение таких соглашений облегчают новые технологии.
42 С этим не согласны Johnson и соавторы (1999).
Результаты их расчетов, проведенных методом регрессии, показывают, что связь между трудовым законодательством и теневой экономикой незначительна.
По их мнению, налогообложение производственных факторов (кроме рабочей силы) имеет такое же, если не большее значение.
Djankov и соавторы (2000) также пришли к выводу, что трудности выхода предприятия на рынок, связанные с трудовыми вопросами, не являются самыми обременительными.
43 Schnieder (2000:417) указывает, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отчисления работодателей на социальное страхование составляют от 8% до 32% валового годового дохода среднего работника.
Следует отметить, что этот расчет изначально провели еще Leebtritz, Thorton и Bibbee (1997).


[стр.,23]

23 • минимальная заработная плата в процентах от средней заработной платы; • размер выходного пособия; • количество ратифицированных страной конвенций МОТ; • процент работающих граждан, состоящих в профсоюзах.
Индекс был составлен для 31 страны Латинской Америки и Карибского бассейна за период с 1980 по 1992 гг., когда трудовое законодательство оставалось практически неизменным.
Произведя регрессию данных индекса Рамы, Лоаиза (1997:24) обнаружил непосредственную зависимость между жесткими требованиями трудового законодательства и размером теневого сектора.
Это может объясняться тем, что обременительные и жесткие трудовые кодексы толкают предпринимателей на то, чтобы снизить эксплуатационные расходы и расширить свои возможности в использовании рабочей силы за счет использования «теневых» рабочих.
5.1.3.
Регистрация бизнеса.
Официальная регистрация бизнеса может требовать значительных номинальных затрат.
Одним из первых этапов открытия предприятия является получение правового титула на активы – земельный участок, служебные помещения, лицензию на патентованный производственный процесс и т.д.
Получение правового титула может оказаться слишком дорогим для небогатых предпринимателей.
В начале 80-х годов сотрудники Института свободы и демократии (Лима, Перу) подсчитали некоторые из этих расходов (de Soto, 1989:139-43).
Это исследование показало, например, что домостроительный кооператив, члены которого не имеют средств на покупку участков в городской зоне, имеют право потребовать принудительного судебного отторжения государственной земли; за это каждый член кооператива должен внести предварительную оплату в сумме 2156 долларов – эквивалент минимальной заработной платы за четыре года восемь месяцев.44 Отсутствие четких и надежных прав на владение собственностью отбивает желание регистрировать собственность, мешает получению кредитов и преобразованию активов в производительный капитал.
Заемщики обязаны иметь собственность, которую можно было бы использовать в качестве залога, иначе кредит не будет предоставлен или будет предоставлен под слишком высокие проценты.
Кроме того, отсутствие четких и надежных прав собственности делает невозможным существование законодательства о защите
несобственнических прав.
В результате предприниматели обязаны физически закладывать свои немногие активы для получения кредитов, и кредиты получаются слишком дорогими.

Отсутствие доступа к кредитам по разумным ставкам мешает многим предпринимателям выходить на легальный рынок.
Официальная регистрация также требует получения лицензий и разрешений, что обходится недешево.
В 1983 году открыть в Лиме швейный цех с одним работником стоило 1231 доллар (32 месячных прожиточных минимума); открыть небольшой магазин стоило 590 долларов 56 центов (15 минимальных месячных зарплат).
В середине 90-х годов регистрация швейного цеха в Сан-Паулу (Бразилия) стоила в среднем 640 долларов, а в Сантьяго (Чили) в среднем 739 долларов (Stone и соавторы, 1996:105-6).
Весной 2000 44 Zimmerman (2000) напоминает, что предварительная оплата, которую малоимущие жители Южной Африки обязаны вносить за участие в земельном перераспределении, является лишь одним из многих препятствий, не позволяющих малоимущим жителям владеть землей.

[Back]