Проверяемый текст
Катрин Кучта-Хелблинг, ´ТЕНЕВОЙ СЕКТОР В СТРАНАХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ДЕМОКРАТИИª АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ // 2000
[стр. 99]

теневого сектора имеет серьезные последствия для частнопредпринимательской деятельности, экономического роста и развития страны, а также для укрепления демократии.
Несомненно, что наличие теневой экономики является показательной средой для коррупционных преступлений.
Поскольку лица, занятые в теневом секторе, работают подпольно, у них нет возможности довести до сведения правительственных чиновников свои заботы и
опасения12*, и поэтому проводимая политика мало отвечает их потребностям.
Кроме того, отсутствие у них прав собственности способствует тому, что право принимать экономический решения концентрируется в руках небольшой верхушки, контролирующей политику правительства и большую часть экономической деятельности через монополии или олигархов.
Такая система ослабляет так называемый "механизм сдержек и противовесов*', подрывает деятельность потенциальной оппозиции правительству и ответственности правительства перед общественностью и населением, что
песет угрозу демократии129.
Производство в теневом секторе, как известно, не отражается в официальной статистике, государственные органы политического управления и регулирования, работа которых определяет жизнь нации в целом, не имеют данных об экономической деятельности значительной части населения.
Это приводит к неправильным политическим решениям.
Например, требования программ социальной помощи безработным, зарегистрированным в государственных
оргапах занятости, которые при этом продолжают работать в теневом секторе, могут не соответствовать реальному уровню доходов этих людей и должны быть ориентированны на более бедные слои населения, которые нуждаются в помощи больше, чем лица, занятые в теневом секторе130.
Кроме того, большая утечка капитала в теневой сектор осложняет управление макроэкономическими процессами.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках установленных законом правил, отличается рациональностью: предприниматели используют кадровые и финансовые ресурсы так, чтобы свети к минимуму производственные издержки.
Если законодательные и надзорные рамки не способствуют эффективному использованию ресурсов, то экономика не способна максимально развивать свой производственный потенциал.
Это может происходить различными путями.
Если государство устанавливает слишком высокую цену покупки лицензии на частное предпринимательство, это идет на пользу лишь тем, кто имеет значительные финансовые ресурсы, но может не
бьпъ ш Исследование Брунетти, Кисунко и Уэдера (Brunetii, Kisimko and Weder) (1997) показывает, что представителей частною бизнеса (легального и нелегального) почти не допускают к участию в принятии политических решений, при этом бизнесмены хотели бы играть в этом более серьезную роль.
См.
Brunetti Л., Kisunko G.
and Weder В.
1997.
"Institutions in Transition: reliability o f rules and economic performance in former socialist countries." The World Bank Policy Research Working Paper Series, 1809.
,29Louw L.
1996.
"South Africa: Property Rights and Democracy." CIPE, Economic Reform Today, 1.
130 Farrell G., Roman J.
and Fleming M.
2000.
"Conceptualizing the Shadow Economy." Journal o f International Affairs, 5 3 ,2 , Spring, 387-412.
[стр. 12]

12 деятельности слишком высоки.
Наличие крупного теневого сектора имеет серьезные последствия для частнопредпринимательской деятельности, экономического роста и развития страны, а также для укрепления демократии.
Эти выводы полезно знать политическим деятелям, правительственным чиновникам, предпринимателям и служащим, занятым в легальном и теневом секторах экономики, профсоюзам, а также международным и региональным организациям.
В этом разделе обсуждаются пагубные последствия высоких операционных издержек и существования крупного теневого сектора, а также объясняются причины, по которым они должны привлечь пристальное внимание представителей всего общества в целом.
4.1.
Недемократическая система принятия решений и необоснованная политика.
Поскольку лица, занятые в теневом секторе, работают подпольно, у них нет возможности довести до сведения правительственных чиновников свои заботы и
опасения,15 и поэтому проводимая политика мало отвечает их потребностям16 .
Кроме того, отсутствие у них прав собственности способствует тому, что право принимать экономический решения концентрируется в руках небольшой верхушки, контролирующей политику правительства и большую часть экономической деятельности через монополии или олигархов17 .
Такая система ослабляет так называемый «механизм сдержек и противовесов», подрывает деятельность потенциальной оппозиции правительству и ответственности правительства перед общественностью и населением, что
несет угрозу демократии (Louw 1996)18 .
Поскольку производство в теневом секторе не отражается в официальной статистике, государственные органы политического управления и регулирования, работа которых определяет жизнь нации в целом, не имеют данных об экономической деятельности значительной части населения.
Это приводит к неправильным политическим решениям.
Например, требования программ социальной помощи безработным, зарегистрированным в государственных
органах занятости, которые при этом продолжают работать в теневом секторе, могут не соответствовать реальному уровню доходов этих людей и должны быть ориентированны на более бедные слои населения, которые нуждаются в помощи больше, чем лица, занятые в теневом секторе (Farrell et al.
2000:393).
Кроме того, большая утечка капитала в теневой сектор осложняет управление макроэкономическими процессами.

4.2.
Негативное воздействие на систему распределения ресурсов и снижение производительности труда.
15 Исследование Брунетти, Кисунко и Уэдера (Brunetii, Kisunko and Weder) (1997) показывает, что представителей частного бизнеса (легального и нелегального) почти не допускают к участию в принятии политических решений, при этом бизнесмены хотели бы играть в этом более серьезную роль.
16 Исторически, при такой ситуации, когда структура государственных институтов не реформируется, страны отстают в развитии и подвержены революциям (de Soto 1989).
17 Политическая система с сильной исполнительной властью может найти компромиссное решение этой проблемы.
18 Именно поэтому право частной собственности закреплено в Конституции США, а также в законе, предусматривающем право государства на отчуждение частной собственности в определенных случаях (см.
Reznik 1996).


[стр.,13]

13 Предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках установленных законом правил, отличается рациональностью: предприниматели используют кадровые и финансовые ресурсы так, чтобы свети к минимуму производственные издержки.
Если законодательные и надзорные рамки не способствуют эффективному использованию ресурсов, то экономика не способна максимально развивать свой производственный потенциал.
Это может происходить различными путями.
Если государство устанавливает слишком высокую цену покупки лицензии на частное предпринимательство, это идет на пользу лишь тем, кто имеет значительные финансовые ресурсы, но может не
быть эффективным производителем, и наносит ущерб лицам, начинающим новое дело с ограниченными ресурсами, которые могли бы работать более эффективно.
Аналогичным образом, если государственные чиновники имеют право по своему усмотрению выдавать лицензии на предпринимательскую деятельность, такие лицензии могут быть выданы их друзьям или состоятельным лицам, а другие их не получат; это препятствует появлению новых конкурентоспособных предприятий и снижает общую продуктивность экономики.
Кроме того, нормативы по найму рабочей силы, которые предусматривают высокие затраты, приводят к тому, что официально зарегистрированные предприятия используют меньше рабочей силы и больше капитала, чем они могли бы, если бы нормативы по найму рабочей силы были менее обременительными и более гибкими.
При этом, в большинстве развивающихся стран имеется излишек рабочей силы и поэтому смягчение слишком строгих нормативов может привести к более эффективному использованию этих ресурсов.
С другой стороны, в теневом секторе наблюдается перекос в противоположную сторону: предпринимательская деятельность слишком сильно зависит от неквалифицированной рабочей силы, отсутствуют возможности и умение использовать более дешевый капитал.
Далее, если официальная система защиты прав частной собственности недоступна для широких слоев населения, так как она требует соблюдения дорогостоящих и обременительных законов и правил, многие активы остаются не использованными в экономической деятельности и не достигают своего «экономического потенциала».
Если эти средства официально не защищены как частная собственность, их нельзя делить, объединять и вообще эффективно использовать для повышения их стоимости или повышения производительности (например, путем создания компаний с ограниченной ответственностью или залога части активов для обеспечения кредита).
Каждый из перечисленных случаев являет собой неэффективное использование ресурсов, которое можно исправить путем внесения изменений в правовую и нормативную базу.
4.3.
Подрыв конкурентоспособности.
Коус (Coase) (1937) указывает на то, что отсутствие хорошо спланированных, экономически эффективных, стабильно работающих институтов, защищающих права собственности и договорные отношения, заставляет предпринимателей сокращать затраты и снижать уровень риска путем вертикальной интеграции.
Это ограничивает свободу действия частных компаний и «глушит сигнальные механизмы рынка».
Более того, отсутствие таких институтов препятствует децентрализации и специализации компаний, не позволяет им заключать договоры субподряда с конкурентоспособными поставщиками, предлагать умеренные страховые взносы и привлекать инвесторов – как иностранных, так и отечественных.
Это также затрудняет использование современных, новаторских

[Back]