Проверяемый текст
Шайдорова Гунсыма Цыреновна. Социокультурные аспекты функционирования организации (Диссертация 1999)
[стр. 109]

ство, и т.д., которые отражают сложную природу человеческих взаимоотношений.
«Школа» человеческих взаимоотношений поставила под сомнение концепцию
«экономического человека» и выдвинула новое понимание человека как субъекта действия, для которого социальная среда групповые традиции и привычки ифают немаловажную роль как фактор, влияющий на конечный результат его труда.
В ходе
Хоторпских экспериментов были открыты такие явления как самоорганизация и саморегуляция, неформальные отношения, лидерство, малая группа и др.
На их основе была разработана модель организации
общины, где доминирующими являются отношения
«человек-человек», «человек-группа», которые регулируются принятыми в «общине» нормами поведения.
В дальнейшем активное использование в теории организации
методологии системного подхода привело к возникновению теории социальных организационных систем, которая с и интегрировал а рациональный и поведенческий подходы классической теории организации и школы человеческих отношений.
Теория социальных систем рассматривает орг анизацию как целостный социальный организм, в котором происходит координация и интеграция действий множества индивидов в единое целое.
Нормальное функционирование организации как социальной системы возможно при наличии определенных культурных ценностных стандартов, которые задаются как извне,
гак и развиваются в рамках самой системы и в зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей.
Технический прогресс, развитие производства, новые социальноэкономические, политические условия выдвинули перед теорией и практикой управления новые проблемы.
Так в
теории управления организациями стали использовать представления о неформальных механизмах регулирования.
В первую очередь представления о творческом потенциале человека, потребности его самореализации.
В теории и практике управления наметился подход к человеку как к главному ресурсу
и капиталу организации.
Таким образом, основной организационный потенциал социальной системы заключается в чело109
[стр. 34]

34 хорошему выполнению работы, связаны с содержанием работы.
Эго такие факторы или потребности как признание, достижение, ответственность, возможность роста.
Если эти потребности удовлетворяются, то человек испытывает удовлетворение.
Они являются высшими потребностями личности и играют мотивирующую роль.
Низшие потребности попадают в число так называемых 1 11 гигиенических", фоновых факторов.
Это первичные факторы: политика компании, стиль управления, заработная плата, отношения с коллегами, условия труда они связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа.
Эти факторы непосредственно не мотивируют человека на деятельность, но влияют на уровень его удовлетворенности.
К факторам же, мотивирующим работника на деятельность относятся: успех, возможность самореализации в профессии, возможность квалификационного роста, признание за достижения, уважение со стороны коллег, ощущение социальной значимости и др.
Так Херцберг на первый план выдвигает мотивационные, экзистенциально значимые факторы и указывает, что наличие именно их способно вызвать удовлетворение и мотивировать повышение эффективности деятельности '.
Итак, выше изложены два противоположных взгляда на природу организации: с одной стороны, организация рассматривается как инструментальная система, а с другой как некая община и соответственно различен подход к человеку, его можно считать либо функциональным продолжением организации, либо активным творческим субъектом.
Концепция организации как инструментальной системы и модель "экономического человека" подверглись критике со стороны школы человеческих отношений.
В результате Хоторнеких экспериментов были открыты такие явления как самоорганизация и саморегуляция, неформальные отношения и лидерство, малая группа и др.
На их основе была разработана модель организации
1 См.: Херцберг Ф., Майнер М.
Побуждения к труду и производственная мотивация//Социологические исследования.
1990.
№ I.


[стр.,108]

108 Школа человеческих взаимоотношений поставила под сомнение концепцию “экономического человека” и выдвинула новое понимание человека как субъекта действия, для которого социальная среда групповые традиции и привычки играют немаловажную роль как фактор, влияющий на конечный результат его труда.
В ходе
Хоторнских экспериментов были открыты такие явления как самоорганизация и саморегуляция, неформальные отношения, лидерство, малая группа и др.
На их основе была разработана модель организации общины, где доминирующими являются отношения
“человекчеловек”, “человек-группа”, которые регулируются принятыми в “общине” нормами поведения.
В дальнейшем активное использование в теории организации
системного подхода привело к возникновению школы социальных систем, которая синтезировала рациональный и поведенческий подходы классической школы организации и школы человеческих отношений.
Школа социальных систем рассматривает организацию как целостный социальный организм, в котором происходит координация и интеграция действий множества индивидов в единое целое.
Нормальное функционирование организации как социальной системы возможно при наличии определенных культурных ценностных стандартов, которые задаются как извне,
так и развиваются в рамках самой системы и в зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей.
Технический прогресс, развитие производства, новые социальноэкономические, политические условия выдвинули перед теорией и практикой управления новые проблемы.
Так в
управлении организациями стали использовать неформальные механизмы регулирования.
В первую очередь использовали творческий потенциал человека, потребности его самореализации.
В теории и практике управления наметился подход к человеку как к главному ресурсу,
капиталу организации.
Как пишет Кузнецов Ю.В., «ставка делается на человека самореализующегося в отличие от человека

[Back]