Проверяемый текст
Шайдорова Гунсыма Цыреновна. Социокультурные аспекты функционирования организации (Диссертация 1999)
[стр. 43]

43 принципы, пригодные для использования на всех уровнях управления предприятием.
Принципы формальной организации, сформулированные Тейлором и Файолем, получили дальнейшее развитие в бюрократической модели организации М.Вебера.
Главной идеей общесоциологической концепции Вебера, названной им «понимающей социологией», является идея рациональности.
Рациональное поведение, по его мнению, проникает во все сферы человеческих взаимоотношений в
капиталистическом обществе и позволяет добиться экономической эффективности.
На идее рациональности основана ег о теория бюрократической организации, так как рационализация всех сфер хозяйственной жизни предполагает наличие определенных социальных отношений и их организационное оформление.
В качестве методологических принципов познания социальной реальности Вебер использует учение об идеальном типе и концепцию социального действия.
Эти понятия он использовал в своих исследованиях «Протестантская этика и дух капитализма», «О категориях понимающей социологии», «Хозяйство и общество».
Идеальный тип это теоретическая конструкция (понятие или система понятий), которая не имеет эмпирических прообразов в действительности.
Вебер выделяет два вида идеальных типов: исторические и социологические.
Поскольку основная задача социологии установить общие правила безотносительно к пространственно-временным характеристикам, то
социологические идеальные типы должны быть более общими в отличие от исторических.
Идеальный тип Вебера как чисто логическая модель того или иного аспекта социальной действительности призвана способствовать более четкому выявлению этого аспекта и служить своеобразным эталоном, сопоставляя с которым можно судить о мере удаления или приближения к исследуемой социальной реальности.
Идеальный тип представляет собой лишь методологическое средство, используемое в процессе эмпирического исследования конкретных причин тех или иных социальных процессов.
Как указывает Давыдов Ю.Н., свою роль
[стр. 24]

24 ибо дуализм распорядительства может привести к гибели организации Так Файолем были сформулированы универсальные принципы управления, которые до сих пор являются практически полезными.
Административная школа оказала гораздо большее влияние на практику менеджмента , чем теория Тейлора, поскольку ее представители впервые предприняли широкомасштабную попытку разработать и применить на практике принципы, пригодные для использования на всех уровнях управления предприятием.
Принципы формальной организации, сформулированные Тейлором и Файолем, получили дальнейшее развитие в бюрократической модели организации М.Вебера.
Главной идеей общесоциологической концепции Вебера, названной им «понимающей социологией», является идея рациональности.
Рациональное поведение, по его мнению, проникает во все сферы человеческих взаимоотношений в
капиталистическОхМ обществе и позволяет добиться экономической эффективности.
На идее рациональности основана его теория бюрократической организации, так как рационализация всех сфер хозяйственной жизни предполагает наличие определенных социальных отношений и их организационное оформление.
В качестве методологических принципов познания социальной реальности Вебер использует учение об идеальном типе и концепцию социального действия.
Эти понятия он использовал в своих исследованиях «Протестантская этика и дух капитализма», «О категориях понимающей социологии», «Хозяйство и общество».
Идеальный тип это теоретическая конструкция (понятие или система понятий), которая не имеет эмпирических прообразов в действительности.
Вебер выделяет два вида идеальных типов: исторические и социологические.
Поскольку основная задача социологии установить общие правила безотносительно к пространственно-временным характеристикам, то
1 1 См.: Файоль А.
Общее и промышленное управление.
М., 1923.
С.30.


[стр.,25]

25 социологические идеальные типы должны быть более общими в отличие от исторических.
Идеальный тип Вебера как чисто логическая модель того или иного аспекта социальной действительности призвана способствовать более четкому выявлению этого аспекта и служить своеобразным эталоном, сопоставляя с которым можно судить о мере удаления или приближения к исследуемой социальной реальности.
Идеальный тип представляет собой лишь методологическое средство, используемое в процессе эмпирического исследования конкретных причин тех или иных социальных процессов.
Как указывает Давыдов Ю.Н., свою роль
вспомогательного средства социального познания идеальный тип выполняет именно потому, что «он не только не «отражает» реальность, но радикально противостоит ей, представляя нечто, принципиально от нее отличающееся, находящееся в радикально ином измерении измерении небытия.
Здесь идеальный тип не «есть» и не воспроизводит то, что «есть» это лишь логическая форма чего-то, что еще подлежит воспроизведению: прообраз, прототип конкретизирующих конструкций, не действительное, а возможное и возможное только логически»1.
Таким образом, понятие идеальный тип выполняет эвристическую функцию в процессе познания и позволяет интерпретировать реальность с точки зрения его близости или отдаленности от идеального образа.
Одним из основных категорий «понимающей социологии» Вебера является социальное действие.
Поведение как всеобщая категория деятельности признается социальным действием только тогда, когда действующий связывает с ним субъективный смысл.
Социология, по мнению Вебера, должна перенять у гуманитарных наук метод понимания и отнесения к ценностям.
Он подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывает человек в действие.
1 1 Давыдов Ю.Н.
Основные понятия веберовской социологии/Ючерки по истории теоретической социологии XX столетия.
М., 1994.
С.70.

[Back]