не сводимой к биологическим, физическим, индивидуальным аспектам человеческого существования, а также его идея об общественной солидарности, общественных связях, объединяющих людей друг с другом вполне созвучны с выводами Мэйо. Ле Пле вошел в историю социологии своими эмпирическими исследованиями, развил методы и технику контролируемого наблюдения, а изложенные им факты имели значение для изучения положения рабочего класса. Мэйо исходил из того, что современное ему индустриальное общество разрушило первичные, неформальные организации, которые были жизненно важны для человека, и привело к отчуждению личности от общества, человек в индустриальном обществе отрывается от своей прежней социальной и психологической среды. С другой стороны, Мэйо отмечает растущую институционализацию общества и как следствие его бюрократизацию. Эти процессы превращают человека в изолированный атом, способствует росту «иррациональных и необоснованных тревог» и «отклонению в поведении». В этих условиях цементирующим началом, фактором выживания и равновесия общества может стать «первичная», непосредственная психологическая общность людей в группе. Опираясь на результаты эксперимента, Мэйо поставил под сомнение концепцию «экономического человека» и выдвинул новое понимание человека как творческого, активного субъекта. Смысл нового понимания сущности человека он выразил в следующих положениях: человек есть социальное существо, его поведение ориентировано на других людей и он не может существовать вне группы; человек обладает большими способностями, которые мало используются в «машинной» модели организации; экономические методы стимулирования не всегда эффективны; природа человека несовместима с жесткой иерархией организации; производственная организация не только сфера приложения трудовой деятельности, но также и сфера удовлетворения социокультурных потребное гей человека. Так, исследуя малую группу и неформальные механизмы социальной регуляции, Мэйо обратил внимание на сложную структуру человеческой мотивации и попытался максимально использовать человеческий потенциал в органи5\ зации. |
32 Хоторнскими экспериментами, пришел к следующему выводу: высокая производительность труда объясняется совместной работой людей, особыми отношениями между ними. Он также понял, что поведение человека на работе и результаты его труда зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе. Следовательно, необходимо создать такие взаимоотношения, которые пробудили бы у людей энтузиазм и интерес к работе. Основные положения теории человеческих отношений Мэйо разработал, будучи профессором Школы бизнеса Гарвардского университета. На формирование его концепции оказали влияние идеи Э.Дюркгейма, основателя французской социологической школы, а также его соотечественника Ле Плея, экономиста и социолога. Так, подход Дюркгейма к обществу как к особой реальности, не сводимой к биологическим, физическим, индивидуальным аспектам человеческого существования, а также его идея об общественной солидарности, общественных связях, объединяющих людей друг с другом вполне созвучны с выводами Мэйо. Ле Пле вошел в историю социологии своими эмпирическими исследованиями, развил методы и технику контролируемого наблюдения, а изложенные им факты имели значение для изучения положения рабочего класса. Мэйо исходил из того, что современное ему индустриальное общество разрушило первичные, неформальные организации, которые были жизненно важны для человека, и привело к отчуждению личности от общества, человек в индустриальном обществе отрывается от своей прежней социальной и психологической среды. С другой стороны, Мэйо отмечает растущую институционализацию общества и как следствие его бюрократизацию. Эти процессы превращают человека в изолированный атом, способствует росту "иррациональных и необоснованных тревог" и "отклонению в поведении". В этих условиях цементирующим началом, фактором выживания и равновесия общества может стать "первичная", непосредственная психологическая 33 общность людей в группе. Опираясь на результаты эксперимента, Мэйо поставил под сомнение концепцию "экономического человека" и выдвинул новое понимание человека как творческого, активного субъекта. Смысл нового понимания сущности человека он выразил в следующих положениях: человек есть социальное существо, его поведение ориентировано на других людей и он не может существовать вне группы; человек обладает большими способностями, которые мало используются в "машинной" модели организации; экономические методы стимулирования не всегда эффективны; природа человека несовместима с жесткой иерархией организации; производственная организация не только сфера приложения трудовой деятельности, но также и сфера удовлетворения социальных потребностей человека. Так, исследуя малую группу и неформальные механизмы социальной регуляции, Мэйо обратил внимание на сложную структуру человеческой мотивации и попытался максимально использовать человеческий потенциал в организации. Другой представитель школы человеческих отношений Фредерик Херцберг разработал теорию двухфакторной мотивации, которую изложил в работе "Производственная мотивация". В конце 50-х начале 60-х годов Херцберг провел исследование с целью выявления факторов, вызывающих удовлетворенность или неудовлетворенность человека работой. В процессе исследования он обнаружил, что факторы, которые вызывают рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводят к увеличению удовлетворенности. И, наоборот, если какой-либо фактор, способствующий росту удовлетворенности, ослабляют, то это не ведет к росту неудовлетворенности. Так обнаружилось, что факторы, оказывающее мотивирующее воздействие на поведение человека и могущие привести к |