ставления общей теории систем: выявление общих принципов и законов поведения систем независимо от природы составляющих их элементов и отношений между ними; применение к социальным объектам законов, аналогичных законам естествознания; создание синтеза современного научного знания на основе выявления изоморфизма законов различных сфер деятельности. Применение положений общей теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важным вкладом в теорию организации. Школа социальных систем пыталась совместить рассмотрение организации как инструментальной целевой системы с представлением о ней как о развивающемся социальном организме, имеющем социокультурную природу, развивающемся и функционирующим по своим законам и использующим механизмы саморегуляции. Исследование организации как социокультурной системы требует выявления ценностно-смысловых, т.е. культурных аспектов действий и поступков людей. Ибо, «социальная система. пишет Т. Парсонс, относится к системе взаимодействия множества индивидуальных актеров (деятелей, ориентированных на ситуацию), и эта система включает общепринятую систему культурных символов».44 Понятие культура носит полифункциональный характер, выходит за пределы гуманитарного знания, применяется в синтетических областях (информатика, общая теория систем, теория организации, семиотика). Анализируя понятие культуры, автор диссертации имеет в ввиду социальный аспект, который связан с регуляцией поведения различных «единиц» социальных общностей. Культурные стандарты нс только направляют и регулируют поведение людей и коллективов, но вместе с тем помогают людям организовать свою общественную жизнь. При анализе социальной системы внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое. Одним из определяющих факторов является наличие орщеразделяемых символов, ценно44 Рагзопз Т. ТНе $о(ла1 $у<лет. МУ., 1952. Р.5. 55 |
37 выявление общих принципов и законов поведения систем независимо от природы составляющих их элементов и отношений между ними; применение к социальным объектам законов, аналогичных законам естествознания; создание синтеза современного научного знания на основе выявления изоморфизма законов различных сфер деятельности. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важным вкладом в теорию организации. Школа социальных систем пыталась совместить рассмотрение организации как инструментальной целевой системы с представлением о ней как о развивающемся социальном организме, имеющем социокультурную природу, развивающемся и функционирующим по своим законам и использующим механизмы саморегуляции. Исследование организации как социокультурной системы требует выявления ценностно-смысловых, т.е. культурных аспектов действий и поступков людей. Ибо, "социальная система, пишет Т.Парсонс, относится к системе взаимодействия множества индивидуальных актеров /деятелей, ориентированных на ситуацию/, и эта система включает общепринятую систему культурных символов”.1 Понятие культура носит полифункциональный характер, выходит за пределы гуманитарного знания, применяется в синтетических областях /кибернетика, общая теория систем, теория организации, семиотика/. Анализируя понятие культуры, автор диссертации имеет в ввиду социологический аспект, который связан с регуляцией поведения человека, социальных групп. Культурные стандарты не только направляют и регулируют поведение людей и коллективов, но вместе с тем помогают людям организовать свою общественную жизнь. 1 Рагзопз Т. ТЬе 8ос1а] 8уз*ет. Ы.У., 1952. Р.5. 38 При анализе социальной системы внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое. Одним из определяющих факторов является наличие общеразделяемых символов, ценностных и культурных стандартов, позволяющих индивидам правильно и более или менее единообразно оценивать поведенческую ситуацию. Специфика социальных систем, их нормальное функционирование невозможно вне связи с определенными культурными, ценностными стандартами, которые обычно задаются извне и одновременно развиваются в рамках самой системы, но также в тесной зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей. Изучение организации как социальной системы с необходимостью предполагает учет того обстоятельства, что ключевым ее звеном является человек, личность, выполняющая определенную социальную роль. Следовательно, при социологическом анализе принципиально важным является следующее: необходимо учитывать взаимодействие социальной и культурной систем, благодаря которому осуществляется нормативная регуляция и координация действий индивидов; взаимодействие личности с социальной системой, которая определенным образом мотивирует, стимулируют людей к деятельности1. В целом школа социальных систем оказала глубокое влияние на развитие социологии организаций, поставив такие проблемы как соотношение формальной и неформальной системы в организации, механизм развития организационной культуры, отношение организации с внешней средой, процессы институционализации, механизмы принятия решений и др. Многие положения школы социальных систем вошли в качестве элементов в 1См.: Комаров М.С. Общество как социокультурная система. Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 16. |