стных и культурных стандартов, позволяющих индивидам правильно и более или менее единообразно оценивать поведенческую ситуацию. Специфика социальных систем, их нормальное функционирование невозможно вне связи с определенными культурными, ценностными стандартами, которые обычно задаются извне и одновременно развиваются в рамках самой системы, но также в тесной зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей. Изучение организации как социальной системы с необходимостью предполагает учет того обстоятельства, что ключевым ее звеном является человек, личность, выполняющая определенную социальную роль. Следовательно, при методологическом анализе принципиально важным является следующее: необходимо учитывать взаимодействие социальной и культурной систем, благодаря которому осуществляется нормативная регуляция и координация действий индивидов; взаимодействие личности с социальной системой, которая определенным образом мотивирует, стимулирует и адаптирует людей к деятель45 ности. В целом школа социальных систем оказала глубокое влияние на развитие теории организаций, поставив такие проблемы как соотношение формальной и неформальной системы в организации, механизм развития организационной культуры, отношение организации с внешней средой, процессы институционализации, механизмы принятия решений и др. Многие положения школы социальных систем вошли в качестве элементов в современные модели организации. Возникновение современных тенденций в теории организации связано с социальными, культурными, экономическими, технологическими изменениями в обществе. После кризиса 60-70 годов западное общество вступило в полосу относительно устойчивого развития. Эту тенденцию стабилизации ученые охарактеризовали как переход западного общества на новую стадию развития от индустриального к информационному обществу. Наряду с этим названием су45 45 Комаров М.С. Общество как социокультурная система. Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 16. 56 |
4 школы характерен механицизм в понимании структуры и процесса функционирования организации, которая понимается как формальная система, а человек рассматривается как «экономическое» существо. На рубеже 20-30-х годов возникает школа человеческих отношений как реакция на рационализм классической школы. Возникновение ее связано с Хоторнскими экспериментами, в ходе которых исследовались социальнопсихологические мотивы поведения людей. На основе этих экспериментов была разработана модель организации общины, в которой преобладает неформальная структура, спонтанно возникающие нормы и связи. В результате синтеза этих двух моделей возникло понимание организации как социокультурной системы. Исследование организации как социокультурной системы требует выявления ценностно-смысловых, т.е. культурных аспектов действий и поступков людей. Специфика организации как социальной системы, ее нормальное функционирование невозможно вне связи с определенными культурными, ценностными стандартами, которые обычно задаются извне и одновременно развиваются в рамках самой системы, но также в тесной зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей. Поведение индивида в организации происходит в определенном социокультурном контексте, содержание которого раскрывает понятие организационная культура. Так организационная культура становится предметом исследований социологов, экономистов, психологов и менеджеров. Исследование организационной культуры осуществлялось преимущественно в западной социологии организации начиная с 70-80-х годов и характеризуется использованием различных методологических принципов и методов. Необходимо также отметить тесную связь этой проблемы с практикой менеджмента и управленческим консультированием. Исследуя западную традицию, С. В. Щербина выделяет два подхода к пониманию организационной 38 При анализе социальной системы внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое. Одним из определяющих факторов является наличие общеразделяемых символов, ценностных и культурных стандартов, позволяющих индивидам правильно и более или менее единообразно оценивать поведенческую ситуацию. Специфика социальных систем, их нормальное функционирование невозможно вне связи с определенными культурными, ценностными стандартами, которые обычно задаются извне и одновременно развиваются в рамках самой системы, но также в тесной зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей. Изучение организации как социальной системы с необходимостью предполагает учет того обстоятельства, что ключевым ее звеном является человек, личность, выполняющая определенную социальную роль. Следовательно, при социологическом анализе принципиально важным является следующее: необходимо учитывать взаимодействие социальной и культурной систем, благодаря которому осуществляется нормативная регуляция и координация действий индивидов; взаимодействие личности с социальной системой, которая определенным образом мотивирует, стимулируют людей к деятельности1. В целом школа социальных систем оказала глубокое влияние на развитие социологии организаций, поставив такие проблемы как соотношение формальной и неформальной системы в организации, механизм развития организационной культуры, отношение организации с внешней средой, процессы институционализации, механизмы принятия решений и др. Многие положения школы социальных систем вошли в качестве элементов в 1См.: Комаров М.С. Общество как социокультурная система. Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 16. современные модели организации. Возникновение современных тенденций в теории организации связано с социальными, культурными, экономическими, технологическими изменениями в обществе. После кризиса 60-70 годов западное общество вступило в полосу относительно устойчивого развития. Эту тенденцию стабилизации социологи охарактеризовали как переход западного общества на новую стадию развития от индустриального к информационному. Наряду с этим названием существуют и другие постиндустриальное общество /Д.Бэлл/, общество "третьей волны" /О.Тоффлер/, программируемое общество /А.Турен/. Программа будущего общества, предложенная известным американским социологом Даниелем Бэллом, основана на новых социологических подходах. Постиндустриальное общество Бэлла это общество с эффективной экономикой, с новой социальной структурой, общество, где власть основана на знании. В концепции постиндустриального общества на первом плане находится человек, "обладающий" знанием, владеющий передовой технологией, следовательно, возрастает роль науки, информации и связанных с ними технологий. Постиндустриальное общество это сервисное общество, так как главную роль играет не промышленность и сельское хозяйство, а сфера услуг; изменяется социальная структура общества, появляется "новый класс", состоящий из специалистов и интеллектуалов, производящих знание. Главной сферой экономической деятельности в постиндустриальном обществе становится производство информации. Если в традиционном обществе экономическая деятельность сводилась к производству продуктов питания, в индустриальном обществе к производству товаров, то в постиндустриальном обществе экономическая деятельность в основном сводится к производству и применению информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными. Так изменения в экономике состоят в перемещении рабочей силы из сферы производства в сферу услуг, куда Бэлл относит образование, здравоохранение, транспорт, торговлю, 39 |